На главную


Некоммерческое партнерство «СоДействие»


О партнерстве

Новости

Практическая деятельность

Семинары

Проекты

Профессиональное совершенствование
Сотрудничество

Проекты реализуемые НП Содействие

Основа ранней помощи – взаимодействие специалистов с семьей на партнерских началах

Проблемы здоровья и развития у ребенка влияют на всю семью, изменяя ее уклад, функционирование, отношения, делая во многом зависимой от помощи со стороны специалистов, государства, неравнодушных людей.

Между тем, в последние десятилетия получены убедительные доказательства того, что семья является главным ресурсом здоровья и развития ребенка на ранних этапах и построение стимулирующих родительско-детских отношений, среды, уклада жизни способно кардинально изменить динамику и прогноз развития ребенка с ограничениями здоровья и функционирования даже в самых тяжелых случаях.

Современная ранняя помощь практикует наиболее эффективный способ использования ресурса семьи для развития ребенка младенческого и раннего возраста – это поэтапное освоение ребенком необходимых и доступных навыков функционирования в повседневной жизни, в быту - во взаимодействии с родителями, с опорой на активность самого ребенка, его интересы. Главный действующий фактор этого процесса - позитивные, стимулирующие, надежные родительско-детские отношения. Необходимое условие - профессиональная поддержка родителей со стороны специалистов, а именно: помощь в построении развивающих родительско-детских отношений, домашней среды, уклада жизни, в отработке жизненно важных навыков в повседневных рутинах, в осознании происходящих процессов. Таким образом, в ранней помощи главные действующие лица – это родители ребенка, основное место действия – дом, семья. Службы ранней помощи и специалисты призваны активно помогать семье – на своей базе либо в процессе визита в семьи – выстраивать эффективное взаимодействие родителей с ребенком.

Чтобы быть эффективной, ранняя помощь ребенку с особенностями развития должна быть ориентирована на семейные потребности и ресурсы, решать актуальные семейные задачи. И это не совсем привычно – в силу сложившегося распределения ролей родители идут к специалисту за объективным диагнозом, оценкой, прогнозом, рекомендациями. Бывает так, что специалист, будучи обладателем профессиональных знаний о развитии ребенка и его здоровье, выносит свое суждение, не совпадающее с представлениями и ожиданиями родителей и даже идущее вразрез с ними. И обычно родители следуют за мнением компетентного специалиста, соглашаясь, оставляя в стороне свои субъективные ощущения, наблюдения, чаяния, волей-неволей занимая пассивную позицию.

Между тем, современная ранняя помощь отводит родителям ребенка роль экспертов, обладающих уникальными знаниями о своем малыше, его затруднениях и потребностях, о семейном контексте развития, без которых невозможны оценка и прогноз развития, планирование программы ранней помощи и отслеживание ее эффективности. Это принципиально иная роль – активного, равноправного партнера во взаимоотношениях со специалистами.

Главный инструмент партнерского взаимодействия в ранней помощи – это совместное обсуждение специалистами и родителями наблюдений, оценок, ситуаций, прогнозов, намечаемых задач и шагов, достигаемых результатов. Обсуждение происходит на всех этапах оказания ранней помощи ребенку и его семье: при первичном приеме, на этапе междисциплинарной оценки, необходимой для разработки индивидуальной программы ранней помощи ребенку (на всех стадиях: при оценке повседневных рутин, дифференциальной диагностике функций и структур организма, углубленной оценке навыков ребенка, оценке мотивов и индивидуальных особенностей ребенка, факторов окружающей среды); на этапе разработки индивидуальной программы ранней помощи; в ходе ее реализации; в процессе промежуточной оценки освоения навыков; при итоговой оценке, выходе из программы ранней помощи и переходе в образовательную организацию.

Таким образом, современная ранняя помощь ребенку с нарушениями развития и его семье, базирующаяся на новых эффективных принципах и подходах, существенно меняет место и роли участников процесса, стиль взаимоотношений, содержание взаимодействия, что требует от специалистов и родителей движения навстречу друг другу и открывает новые возможности улучшения качества жизни семей с особыми детьми.

С.В.Гусева,
председатель правления НП «Содействие»,
руководитель проектов по ранней помощи


← к списку проектов


На главную

© НП «СоДействие», 2014-2018
v.  0.9.8