На главную


Ассоциация «СоДействие»


О партнерстве

Ранняя помощь

Практическая деятельность

Проекты

Профессиональное совершенствование

Сотрудничество

Методические и информационные разработки

Проекты реализуемые Ассоциацией Содействие

Волонтерские программы в помощь детям с ТМНР

Начиная с марта 2023 года и по май 2024 года в рамках проекта «Эффективность ранней помощи детям с нарушениями развития: в фокусе – изменения в семьях» был реализован комплекс работ в целях социализации детей с ТМНР и их семей посредством организации целенаправленной деятельности студентов-волонтеров педагогических специальностей, привлекаемых к участию в проекте.

Всего в данных программах было задействовано 15 студентов, обучающихся в Тульском государственном педагогическом университете им Л. Н. Толстого, на 2-3 курсах, по таким направлениям подготовки, как «Социальная работа» и «Дошкольная дефектология».

Первым этапом работы было проведение серии встреч со студентами, на которых специалисты рассказывали о принципах ранней помощи в целом, об организации работы служб ранней помощи, о специфике работы с детьми с ТМНР, их двигательном развитии, позиционировании и перемещении, а также о том, как распознавать сигналы ребенка, чьи коммуникативные возможности существенно ограничены.

Затем студентам были представлены кейсы по тем детям, чьи семьи выразили желание и готовность принять волонтеров у себя дома. Специалистами были продемонстрированы видео с домашних визитов, а также обозначены основные особенности, интересы, возможности и потребности каждого ребенка, после чего осуществлялось распределение волонтеров по семьям. К данному виду работы были подключены 6 из 15 студентов.

Во время непосредственных выходов в семьи подключение студентов к работе с детьми происходило постепенно: сначала они знакомились с мамой и ребенком, наблюдали со стороны, как взаимодействует специалист, чтобы дать время и ребенку адаптироваться к присутствию нового человека рядом, и самим понять темп ребенка, структуру и специфику работы. Затем волонтеры пробовали включаться в 1-2 активности специалиста с ребенком, постепенно увеличивая степень своего участия в процессе домашнего визита. По прошествии первых таких визитов уже было видно, как дети начинают привыкать к присутствию волонтера, с удовольствием вовлекаться в совместную деятельность, отвечать на общение улыбками, смехом, довольными вокализациями. Мамы постепенно также становились все более и более расслабленными, спокойными, видя, с какой радостью играют и общаются со студентами их дети. Также нельзя не отметить уверенность самих волонтеров, которая заметно возрастала с каждой новой встречей. Даже те из них, которые в самом начале, во время беседы со специалистами, выражали какие-либо страхи или опасения, уже после первого визита в семью забывали о своих сомнениях и старались как можно активнее вовлекаться в работу с ребенком.

Также, помимо стажировки на домашних визитах 10 из 15 студентов подключились к работе детско-родительских групп для детей с ТМНР и другими особенностями развития. Здесь волонтеры также сначала присутствовали в качестве наблюдателей и помощников в организации пространства для детей, а затем постепенно подключались к играм и активностям, ближе знакомились с детьми и родителями. После окончания занятия в группе, специалистами обязательно проводилась беседа с волонтерами с целью разъяснения того, что происходило на каждом блоке, как вели себя дети и так далее.

Также важно было услышать их мнение и впечатления о проведенном занятии, дать ответы на вопросы. Как комментируют свой опыт сами студенты: на детско-родительской группе, в отличии от домашних визитов, было проще тем, что они находились среди группы детей и взрослых и могли подключаться частично в те моменты, когда это было и комфортно для них самих, было много возможностей для наблюдения, а на домашних визитах погружение в работу было более быстрым и интенсивным. Но, в то же время, на группах приходилось распределять внимание между разными детьми, подстраиваться под темп и особенности каждого ребенка, тогда как на визитах есть возможность установить стойкий контакт с одним ребенком и постепенно изучать его сигналы, потребности и возможности.

Это был очень интересный и важный опыт, так как дети совершенно по-другому реагировали на волонтеров, с интересом изучали их, а нам, как специалистам, было очень ценно наблюдать за их взаимодействием.

Такая практика также представляется чрезвычайно значимой, поскольку, как показывают регулярные опросы родителей в рамках проекта, семьям нужно, чтобы с ребенком периодически мог находиться человек, который сможет играть и общаться с ним и тем самым дать возможность маме выдохнуть или заняться необходимыми делами. И привлечение студентов-волонтеров педагогических специальностей, как показал опыт, может быть оптимальным решением в данной ситуации

Анастасия Голикова, координатор команды проекта, специальный педагог



← к списку проектов


На главную

© НП «СоДействие», 2014-2024
v.  0.9.8