|
|
|
Профессиональное совершенствование
Программа профессионального совершенствования для специалистов,
оказывающих помощь детям и семьям
«СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ»
Психологическая работа с семьей – это не просто метод, техника, а другой, отличный от индивидуальной психологической работы способ видения и решения проблем. Программа составлена для тех, кто хочет начать работать с семьей или уже работает и знает, что навыки работы со всей семьей качественно повышают эффективность психологической помощи.
Содержание программы
Семинар 1. Введение в психологическое консультирование семьи. Профессиональная позиция психолога в работе с семьей.
Отличия индивидуального психологического консультирования от психологического консультирования семьи. Методологические принципы в работе с семьей: нейтральность, циркулярность, гипотетичность. Экспертная и/или партнерская позиция психолога. Линейная и циркулярная логика в работе с семьей: различия в видении проблемы. Собственные проекции, чувства и реакции специалиста на происходящие в семье процессы. Современная семья: изменения и тенденции, которые необходимо учитывать.
Семинар 2. Первичный прием семьи, циркулярное интервью. Фазы первичной и последующих семейных консультаций.
Задачи первого контакта с семьей, формирование «терапевтических» отношений. Другой взгляд на «сопротивление» семьи. Действия специалиста, способствующие установлению контакта со всей семьей и разрушающие этот контакт. Социальная, проблемная и заключительная фаза циркулярного интервью с семьей (Миланская школа системной семейной терапии). Длительность сессии, частота и количество встреч, заключение контракта с семьей. Работа в команде – дополнительный ресурс специалиста.
Семинар 3. Коммуникативный аспект в психологической работе с семьей.
Теория коммуникации Г. Бейтсона (и соавторов) как основа для практики работы с семьей. Коммуникативная компетентность специалиста, умение организовывать речь в соответствии с видом и ситуацией общения. Избранные техники коммуникативного подхода в семейной психотерапии. Техника речи (голос, дикция, интонация, пауза). Успешность коммуникации и коммуникативные неудачи в работе с семьей.
Семинар 4. Диагностика семейных отношений.
Общие правила и «стандартные» требования к диагностике семьи. Выбор методик в соответствии с поставленными задачами. Тесты, ориентированные преимущественно на исследование структуры семьи. Тесты, ориентированные преимущественно на исследование семейных отношений: для детей, для родителей. Симметричные или зеркальные тесты (методики для детей и родителей, имеющие связанные между собой шкалы). Исследование ДРО непосредственно в процессе диагностической сессии.
Ведущие:
Демирова Ирада Исмаиловна – заместитель директора по ТОПП «Валеоцентр» Центра ППСС, системный семейный психолог
Преображенская Светлана Сергеевна – системный семейный психолог в ТОПП «Валеоцентр» Центра ППСС, ведущий обучающих семинаров в Институте интегративной семейной терапии (г. Москва)
|