|
|
|
Профессиональное совершенствование
Вебинар С.Гусевой «Развитие способности к наблюдению у помогающего специалиста в профессиональной деятельности и повседневной жизни»
Идея серии семинаров для коллег из «Содействия» о развитии способности наблюдать явления, ситуации в их полноте и противоречивости - иначе, чем принято в профессии и жизни, зрела давно.
Для чего это нужно практикующим специалистам - можно обсуждать и черпать в этих размышлениях новые подтверждения и мотивацию.
Как навыки наблюдения влияют на профессиональное мироощущение, позицию специалиста, стиль его взаимодействия с детьми и родителями, особенно в ранней помощи – замечаем все больше – у себя и коллег. А то, как это сказывается на наших партнерах – родителях, как способствует развитию их чуткости, отзывчивости, осознанности во взаимодействиях с детьми, другими членами семьи, специалистами, как развивает ребенка и семью – теперь отмечаем и обсуждаем в командах специалистов, в нашем сообществе.
И получается так, что эти семинары идут навстречу специалистам и открывают новые возможности профессионального совершенствования.
Во втором семинаре этой серии «Развитие способности к наблюдению у помогающего специалиста в профессиональной деятельности и повседневной жизни» (первый был в декабре прошлого года) тема наблюдения в профессиональной деятельности специалиста получила дальнейшее развитие:
• Еще раз о наблюдении как о профессионально значимой способности специалиста
• Профессиональные затруднения, обусловленные несовершенной способностью наблюдать. Как можно развить способность к наблюдению? Психологический анализ ситуаций по М.В.Осориной
• Контакт-соприсутствие и глубинные формы общения на примере анализа запечатленных моментов взаимодействия
• Ведущая роль наблюдения во взаимодействии с парой мать-дитя или тройкой мать-отец-дитя. Наблюдение за младенцами и их близким в семье по методу Эстер Бик
• Что дает человеку развитая способность наблюдать? Как расширить возможности восприятия и понимания явлений и других людей благодаря навыкам наблюдения
Для меня было важно поделиться с коллегами своими открытиями более, чем двадцатилетней давности на семинарах М.В. Осориной в ИППИ «ИМАТОН», Санкт-Петербург, а затем и в Туле, куда я пригласила Марию Владимировну, будучи директором «Валеоцентра». Это были три семинара: «Психология изобразительной деятельности ребенка», «Психологический анализ изобразительных текстов (открытки, книжные иллюстрации, фотографии)» в 2 частях. И еще – познакомить с методическими подходами и приемами, которые М.В.Осорина представила в своих образовательных курсах в СПбГУ и в ИМАТОНе, в частности на конкурсе «Золотая Психея». И судя по откликам участников семинара, это погружение в анализ изображений требует продолжения.
Светлана Гусева, психолог, председатель Экспертного совета
Совсем недавно 5 декабря прошел вебинар Светланы Владимировны Гусевой «Развитие способности к наблюдению у помогающего специалиста в профессиональной деятельности и повседневной жизни».
С большим интересом и включенностью участники обсудили разные аспекты темы
• Что дает человеку развитая способность наблюдать
• Место клинического наблюдения в диагностике психического здоровья ребенка
• Наблюдение в практике помощи детям и семьям
• Профессиональные затруднения, обусловленные несовершенной способностью наблюдать
• Как можно развить способность к наблюдению
Особенно живой отклик получил подход М.В.Осориной, ее психологический анализ фотографий поразил своей глубиной, точностью и вниманием к нюансам.
Казалось бы, важность и значимость способности специалистов к наблюдению очевидна и понятна, но такое погружение в тему, обращение к опыту наблюдения Эмми Пиклер, методу Эстер Бик, показало нам новые грани, дало второе дыхание и вызвало желание практиковать и развивать свои навыки наблюдения.
Продолжение следует!
Татьяна Калабановская, педагог-психолог
До сих пор по крупицам собираю свои впечатления и мысли после семинара/вебинара/встречи Гусевой Светланы Владимировны про наблюдение.
Я всегда любила Осорину М.В., то, что она рассказывает, что собрала, что сгенерировала, о чем пишет. И тут Светлана Владимировна с еще одной стороны раскрыла мне Марию Владимировну. Может я это тоже знала, но забыла, хотя училась у Осориной неоднократно.
И это чудесно, что наблюдение раскрывается новыми гранями для меня: пиклерианство, М.В.Осорина. И для моей работы.
И как дальше в моей повседневности мне помог семинар/вебинар/встреча Светланы Владимировны. Я обратила внимание на что-то очень важное в отношениях с дочкой. Я поняла, за что так люблю фото и дала серьезное место в жизни этому своему увлечению.
И еще я безмерно рада, что есть возможность продлить наши встречи про наблюдение через фото, картинки, открытки, видео, через М.В.Осорину вместе со Светланой Владимировной.
Мария Гумилевская, педагог-психолог
Мне важно было понять все возможности, которые дает наблюдение, то что мы становимся более способными переключаться видя картину во всем ее многообразии и полноте с одного фокуса на другой.
И вот важный итог-доверие себе и другим.
Обогащение инструментально конечно дает уверенность в самых разных, порой не определены условиях, именно про это был один из акцентов семинара.
Практическая часть- наблюдение, как возможность для развития чуткости. Возможность понимания того, что происходит с ребенком.
И главное, что все это так перекликается с тем, чем многие специалисты «Содействия» увлечены: метод Эмми Пиклер, Эстэр Бик.
Олеся Дмитриева, педагог-психолог, председатель Правления
|