Некоммерческое партнерство детских психологов и коррекционных педагогов по
оказанию профессиональной помощи детям с особенностями развития
«СоДействие», Тула
при поддержке
Фонда помощи детям «Обнаженные сердца»
в сотрудничестве с
Центром психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр», Тула
Становление тьюторской практики в инклюзивном образовании
Проект организации работы тьюторов для обеспечения качественного образования детей с особыми нуждами и подготовки новых профессионалов для социальной сферы Тульского региона
Термины и определения
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - российский термин, - с особыми нуждами - европейский термин, – дети, имеющие те или иные нарушения развития и, как следствие, испытывающие трудности в обучении вместе со сверстниками, в социализации, приобщении к культуре.
Инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями вместе со сверстниками по общеобразовательной программе с учетом их особых образовательных потребностей.
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ, детей из семей в трудной жизненной ситуации (ТЖС) – специфические потребности приобретения академических знаний и жизненных компетенций сообразно особенностям развития, структуре и тяжести нарушений, жизненной ситуации.
Тьютор – помощник педагогов в инклюзивном образовательном процессе, обеспечивающий взаимную адаптацию детей с особыми потребностями и образовательной среды.
Тьюторская практика – процесс индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями на начальном этапе инклюзивного образования, включающий организационно-методическую и практическую помощь ребенку и его семье, взаимодействие с учителем, оптимизацию условий обучения ребенка и его взаимодействия в школе.
Что есть сегодня в России – в начале организации инклюзивного образования как приоритетного направления современной социальной политики?
Тьюторство – необходимое условие реализации инклюзивного образования.
Тьюторства как устоявшегося явления ( института, практики) нет.
Стихийно – в реальности – сложилась практика присутствия в инклюзивных школах родителей, гувернеров, нянь в качестве помогающего ребенку взрослого – но это весьма неэффективно.
Организованно начата подготовка профессиональных тьюторов – педагогов с психолого-педагогическим образованием в ВУЗах Москвы и регионах. Ведущий университет – МГППУ. Главный недостаток – «остаточный» принцип набора студентов, непрестижность профессии.
Были предприняты попытки переподготовки педагогов (учителей, воспитателей) в институтах повышения квалификации – то же отсутствие мотивации, консерватизм мировоззрения, педагогических подходов.
Что предусматривает проект?
Организация работы в качестве тьюторов студентов педагогических, психологических, юридических вузов и специальностей 2-5 курсов как этапа их профессиональной подготовки (реальная практика).
Работа студентов в качестве тьюторов в течение учебного года на условиях финансового стимулирования с заключением договора (контракта) на персональное индивидуальное сопровождение ребенка или нескольких детей с ОВЗ, в ТЖС в процессе обучения и воспитания в инклюзивном классе (группе).
Организация подготовки студентов в качестве тьюторов силами специалистов сопровождения (практикующими коррекционными педагогами, психологами, учителями инклюзивных классов) – тьюторские практикоориентированные курсы.
Организация постоянно действующего семинара, методических консультаций для тьюторов, индивидуальной и групповой супервизии.
Что дает организация тьюторской практики как этапа профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы – педагогов, психологов, социальных работников и др.?
Для социальной сферы, системы образования: тьюторство - необходимое условие осуществления инклюзивного образования; гуманизация школьной среды и общества в целом (толерантность к «инакости»); укрепление позиции учителя в инклюзивном процессе; практическое направление социально значимой деятельности.
Для детей с ограниченными возможностями и их семей: снижение риска неуспешности и укрепление уверенности в себе; снижение напряженности в семье и школе и расширение доверия; полноценное вхождение в образовательную среду и социум.
Для самих студентов-тьюторов – погружение в образовательную и социальную среду; ступень к современному профессионализму; поле исследований и творчества; катализатор личностного становления.
Место и значение тьютора
Помощник ребенка в учебе и в ориентации в среде школы, ДОУ.
Ассистент учителя (воспитателя) в процессе обучения ребенка наряду с другими учениками.
Помощник ребенка в процессе его социокультурной реабилитации, проводник в социум.
Соучастник индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Соучастник процесса взаимодействия семьи и школы.
Фасилитатор общения ребенка со сверстниками, организатор их взаимодействия.
Посредник в разрешении острых ситуаций, конфликтов.
Проводник культуры толерантности в школе.
Исследователь особенностей и возможностей ребенка.
Содержание тьюторской практики в школе
Приобщение ребенка к школьной жизни, обучение правилам, их адаптация к ребенку.
Содействие эффективному и адекватному взаимодействию ребенка со сверстниками.
Взаимодействие с учителем в образовательном и воспитательном процессе:
- адаптация подходов, методов, технологий обучения к индивидуальным особенностям ребенка, его специфическим образовательным потребностям;
- совместный анализ работы ребенка во время урока и дома;
- помощь в установлении доверительных и заинтересованных отношений с ребенком.
Помощь ребенку в урочной деятельности:
- адаптация заданий и учебных действий к индивидуальным особенностям ребенка;
- помощь в овладении и пользовании ассистирующими техническими средствами;
- создание и поддержание ситуации успеха, содействие самовыражению;
- помощь в установлении адекватных и эффективных отношений с учителем.
Выстраивание отношений с семьей.
Изучение индивидуальности ребенка, его ограничений и ресурсов.
Участие в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Участие в разрешении острых, конфликтных ситуаций.
Участие в мероприятиях социокультурной реабилитации.
Цели проекта
Формирование позитивного опыта обучения детей с нарушениями развития при постоянной ассистирующей поддержке тьюторов - студентов вузов;
обеспечение эффективного тьюторского сопровождения посредством организации двойного сопровождения детей – непосредственно тьюторами и опосредовано – координаторами тьюторского сопровождения;
вовлечение студентов – педагогов и психологов – в реальную практическую деятельность, приобщение их в профессиональной работе в социально значимой сфере, обучение современным подходам и технологиям, организация работы на контрактной основе.
Основные мероприятия в рамках проекта
Подбор и подготовка студентов для организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в учебном процессе:
- выявление детей с ОВЗ, обучающихся в обычных школах, нуждающихся в ассистирующем сопровождении;
- подбор тьюторов из числа студентов-психологов и педагогов, знакомство с детьми и их семьями, заключение контрактов;
- проведение обучающих семинаров и тренингов для студентов-тьюторов на базе ЦПМСС «Валеоцентр»;
- организация стажировки студентов-тьюторов у ведущих педагогов и психологов города.
Поддержка и сопровождение тьюторов в процессе инклюзивного образования:
- организация работы тьюторов в школах города; сопровождение тьюторов специалистами центра (координаторами);
- организация консультаций, семинаров для тьюторов, супервизии тьюторской практики;
- проведение тренинга по взаимодействию тьюторов и учителей с детьми с ОВЗ в урочной деятельности;
- организация взаимодействия тьюторов в системе «семья и школа».
Закрепление и распространение опыта тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном процессе:
- подготовка и выпуск методических материалов в помощь тьюторам;
- проведение дискуссий, «круглых столов» со специалистами и родителями с обсуждением хода и результатов тьюторской практики;
- подготовка и издание сборника по результатам тьюторского сопровождения;
- защита студенческих работ по темам тьюторского сопровождения детей с ОВЗ.
← в обзор практической деятельности
|