На главную


Ассоциация «СоДействие»


О партнерстве

Ранняя помощь

Практическая деятельность

Проекты

Профессиональное совершенствование

Сотрудничество

Методические и информационные разработки

Ранняя помощь детям и семьям

Что такое ранняя помощь?

Ранняя помощь – это сфера услуг помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с нарушениями развития или рисками нарушений, оказываемых междисциплинарной командой специалистов.

Ранняя – поскольку именно в младенческом и раннем возрасте можно добиться существенного улучшения функционирования детей в разных сферах - двигательной, познавательной, коммуникативной, социально-эмоциональной и других, - в упрочивании ресурсов психического здоровья малыша, в преодолении ограничений.

Ранняя помощь адресована семьям, опирается на потребности и возможности семей, ориентирована на развитие потенциала ребенка и семьи в повседневной жизни и в перспективе.

В ранней помощи семья ребенка с особенностями развития окружена профессиональной заботой и поддержкой специалистов междисциплинарной команды ранней помощи.

slide1
slide2
slide3
slide4
slide5
slide6
slide7
slide8
slide9
slide10

Кому нужна ранняя помощь?

  • Семьям детей в возрасте от рождения до 3 лет включительно, имеющим ограничения жизнедеятельности или их риски. Это ограничения активности и возможности участия ребенка в естественных жизненных ситуациях из-за нарушения структур или функций организма, а также влияния факторов окружающей среды.

  • Ранняя помощь нужна детям с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детям-инвалидам, детям с генетическими нарушениями, нарушениями со стороны различных органов и систем организма, детям с риском развития стойких нарушений функций организма и их семьям.

  • Ранняя помощь полезна семьям, обеспокоенным развитием своих малышей, их активностью, взаимодействием с близкими, эмоциональным и психофизическим состоянием.

  • Почему сейчас активно развивается ранняя помощь семьям?

    Ранняя помощь начала развиваться в России в 1992 году (Санкт-Петербург), наиболее активно и системно – с 2016 года. Эффективность ранней помощи научно доказана и практически подтверждена.

    Современные нейронауки убедительно доказали наиболее существенный вклад первых 1000 дней развития мозга в формирование у ребенка жизненно важных психических функций и состояний благодаря существованию окон возможностей в младенческом и раннем возрасте.

    Обосновано влияние раннего опыта ребенка с опорой на собственную активность, значение сенсорно обогащенной среды и коммуникации – в особенности для детей с ограничениями жизнедеятельности.

    Развитие в раннем возрасте наиболее пластично, изменчиво под влиянием родителей, ближайшего окружения ребенка, создает фундамент психического здоровья.

    Современная ранняя помощь обладает большими возможностями для изменения ситуации развития ребенка в семье, формирования благоприятных условий, среды, отношений на основе методов с доказанной эффективностью.

    Ранняя помощь влияет на потенциал и жизненную перспективу самой семьи, способствуя и содействуя укреплению психологической состоятельности и социальной самостоятельности.

    Как устроена ранняя помощь?

    Раннюю помощь можно получить, обратившись в специальные службы/ кабинеты ранней помощи на базе государственных или муниципальных учреждений образования, социальной защиты, а также некоммерческих организаций – в Тульской области это Ассоциация «Содействие».

    В службах/кабинетах ранней помощи работают команды специалистов и реализуются разные услуги и программы. Все услуги осуществляются бесплатно – это важный организационный принцип, обеспечивающий доступность ранней помощи для семей.

    Важнейший принцип ранней помощи – возможно более раннее начало. Даже если диагноз ребенку не установлен, но есть выраженные риски (задержки развития в сравнении с нормативным, особенности взаимодействия и др.) или потенциальные риски (ребенок родился преждевременно, с низкой массой тела и др.) целесообразно обратиться в раннюю помощь.

    Ранняя помощь призвана помочь ребенку овладеть новыми навыками функционирования (компетенциями) – это необходимое условие более полноценной жизни, основа самостоятельной активности ребенка, познания им окружающего мира. Это навыки коммуникации (невербальные сигналы, выражение просьбы, понимание других, разговор); познавательные навыки (внимание, постановка и решение задач, поисковая активность, подражание); двигательные навыки (изменение позы и положения, мелкая и крупная моторика, ползание и ходьба); социально-эмоциональные навыки (совместная игра, взаимодействие с другими, восприятие и проявление чувств); навыки самообслуживания (приём пищи и питья, переодевание, умывание).

    Задача ранней помощи – поддерживать родителей в обучении ребенка новым навыкам в естественных жизненных ситуациях, обеспечении эмоционального благополучия ребенка, создании адекватной домашней среды. Для этого в ранней помощи формируются и поддерживаются отношения партнерства между специалистами и родителями.

    Основные этапы взаимодействия с семьями в ранней помощи:

  • первичный прием с целью оценить, нуждается ли семья в ранней помощи

  • проведение оценочных процедур (междисциплинарной оценки) с целью определить особенности функционирования ребенка в разных сферах, затруднения ребенка в повседневной жизни, степень социально-эмоционального благополучия, особенности взаимоотношений с родителями, потребности семьи, состояние органов и систем организма ребенка

  • составление совместно с родителями индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) с постановкой конкретных, значимых для ребенка и семьи, достижимых, измеримых целей на 3 месяца

  • реализация ИПРП в течение 3 месяцев –занятия специалистов с ребенком и родителями, обучение родителей и поддержка в отработке навыков в естественных жизненных ситуациях

  • переоценка состояния ребенка, его достижений по результатам реализации ИПРП каждые 3 месяца и постановка/корректировка новых целей

  • подготовка семьи к выходу из программы ранней помощи и переходу в другие программы; завершение и оценка эффективности ИПРП по оценкам функционирования ребенка и анализу удовлетворенности и приобретений родителей

  • сопровождение семьи на этапе перехода ребенка в другие программы – детский сад, реабилитационный центр, развивающий центр

  • Важный принцип ранней помощи – ее непрерывность: в разных ситуациях (болезни ребенка, курсы реабилитации, смена места жительства семьи, эпидемии и т.п.) специалисты продолжают взаимодействие с семьей благодаря использованию дистанционных технологий

    Эффективность программ ранней помощи обусловлена применением специалистами подходов и методов с научно доказанной эффективностью – функциональный, семейно-центрированный, трансдисциплинарный подходы, Денверская модель для детей с аутистическими нарушениями, постуральный менеджмент, альтернативная и дополнительная коммуникация, стратегии коучинга и другие.

    Команда специалистов ранней помощи
    на примере команды Ассоциации «Содействие»

    Эрготерапевт

    Помогает семье изменять окружающую среду под возможности и потребности ребенка, чтобы он мог стать более самостоятельным и независимым. Большое значение эрготерапевт уделяет организации обычного дня, выявлению тех режимных моментов, которые являются самыми сложными для семьи. На этапе обследования эрготерапевт совместно с родителями выявляет трудности, которые мешают ребенку эффективно обучаться навыкам и помогает справиться с ними. С помощью подбора оптимального режима, специальных предметов и средств, эрготерапевт находит для каждой семьи индивидуальный путь решения всех трудностей, чтобы общение и уход за ребенком приносили все больше радости.

    Специалист по коммуникации

    Основной целью работы является содействие развитию общения и речи ребенка. Специалист по коммуникации, совместно с семьей, проводит оценку доречевых навыков ребенка: умение быть внимательным к собеседнику, подражать звукам, делать выбор, выражать просьбу жестами или звуками, понимать слова и фразы другого человека. Работая с семьей, специалист показывает, как можно научить маленького ребенка общаться, сообщать о своих желаниях, при этом сами родители обучаются умению видеть сигналы малыша и реагировать на них. Если ребенку пока трудно использовать речь в силу возрастных или других особенностей, то специалист по коммуникации поможет семье подобрать средства общения, доступные ребенку на данный момент, чтобы процесс стал простым и приятным для всех.

    Специальный педагог

    Оказывает помощь в познании ребенком этого мира, развитии его игровых навыков. В начале работы специальный педагог совместно с семьей определяет, какова познавательная активность ребенка в повседневной жизни и какими способами получения знаний он сейчас пользуется: умеет ли он наблюдать, повторять за родителями их действия, исследует ли он с интересом разные предметы, как действует с ними, стремится ли узнать новое через общение с родителями. Если какие-то из этих способов пока трудны для ребенка, то педагог обсуждает с семьей, как помочь малышу освоить их или помогает подобрать наиболее доступный. Также важно определить обучающие возможности домашней среды, как можно организовать развитие ребенка дома и вписать обучение в повседневные дела.

    Психолог

    Основной областью работы психолога являются отношения ребенка с родителями и ближайшим окружением. Специалист оказывает психологическую поддержку семье при возникновении сложных ситуаций, связанных с развитием и воспитанием ребенка. Психолог проводит оценку социально-эмоционального развития и детско-родительских отношений. В процессе индивидуальных консультаций и занятий с парой «родитель-ребенок», помогает родителям справляться с трудностями в поведении ребенка и взаимодействии со взрослыми и детьми. Также психолог проводит детско-родительские группы, направленные на поддержку социализации ребенка и повышение уровня знаний родителей в вопросах взаимодействия с ребенком с особенностями в развитии.

    Специалист по движению

    Оказывает помощь семьям, имеющим детей с двигательными нарушениями или риском их развития. На этапе оценки специалист по движению, совместно с родителями, выявляет трудности в развитии навыков общей моторики, а также моторики рук. Основная задача специалиста – улучшить качество жизни ребенка и семьи, свести к минимуму последствия имеющихся двигательных нарушений. Специалист по движению подскажет, какие позы для кормления, игры и отдыха подобрать ребенку, как правильно его перемещать, как способствовать развитию самостоятельных движений и, при необходимости, какие технические средства для этого подобрать. Совместно с эрготерапевтом, специалист по движению поможет семье в организации и обустройстве домашней среды, чтобы сделать протекание повседневных дел максимально комфортным как для ребенка, так и для его близких.

    Педиатр развития

    Педиатр в команде службы ранней помощи занимается оценкой здоровья и определением степени влияния особенностей организма на развитие ребенка. Совместно со специалистом по коммуникации или специальным педагогом, педиатр участвует в проведении первичных приемов: беседуя с семьей, собирает сведения о здоровье ребенка, выявляет факторы медицинского риска. Также важной задачей педиатра является выяснение потребностей ребенка и семьи, касающееся состояния здоровья ребенка, оценка физического и двигательного развития. Педиатр участвует в разработке индивидуальной программы ранней помощи совместно с другими специалистами службы, внося рекомендации, касающиеся в первую очередь особенностей здоровья ребенка.

    Партнерство специалистов и родителей

    Всё вместе с родителями, на всех этапах работы по программе ранней помощи – от обследования ребенка на входе в программу и определения потребностей семьи до обсуждения итогов программы, достижений ребенка. Фокус на компетентности, уверенности, чувствительности родителей, их вовлеченности в процесс взаимодействия с ребенком в повседневной жизни.

    Поддержка инициатив и активности родителей в программах ранней помощи и вне их. Отличная форма – детско-родительские группы! Создание условий для обмена опытом, чувствами, идеями в кругу заинтересованных родителей.

    Расширяем границы партнерства – совместное обучение специалистов и родителей: семинары, вебинары, супервизии, обмен научно-практической литературой, методическими материалами.

    Помощь друг другу «на равных»: поддержка обучения заинтересованных родителей в ведущих центрах страны и распространения ими новых подходов и методов (например, языковая система Макатон) в среде специалистов и родителей.

    Общая вера в возможности ребенка, живой обмен специалистов и родителей компетенциями, чувствами, идеями в процессе реализации ИПРП и вне их приводит к позитивным изменениям в семьях, улучшает микроклимат, оздоравливает отношения родителей и детей.

    Виды ранней помощи семьям

    Индивидуальная программа ранней помощи ребенку (ИПРП)

    Это основной вид ранней помощи – наиболее целостный и комплексный, максимально задействующий ресурсы междисциплинарной команды специалистов и межведомственного взаимодействия. Принцип: «работа со случаем» - постановка конкретных и достижимых, измеряемых целей по улучшению функционирования, актуальных для ребенка и семьи, каждые 3 месяца. Основные этапы разработки и реализации ИПРП.

    Индивидуальная программа сопровождения семьи

    Обеспечивает помощь семье в форме пролонгированного консультирования, отдельных занятий, домашних визитов в ситуациях, когда семья обеспокоена трудностями развития у ребенка одного навыка, сложностями в поведении, адаптации среды под возможности ребёнка, или ей требуется помощь в подборе/адаптации технического средства реабилитации, а также на этапе перехода из ранней помощи в другие программы.

    Консультирование родителей

    Это консультирование по запросам родителей в отношении развития и функционирования ребенка, укрепления его психологического здоровья, взаимодействия с ребенком, влияния отношений в семье на его развитие и другим.

    Детско-родительская (тоддлеровская) группа

    Группы формируются исходя из возраста детей, общей проблемы или цели и направлены на развитие социально-эмоциональной сферы ребенка, повышение его коммуникативной компетентности. Дети, находясь в специально организованной развивающей среде, учатся справляться со своими эмоциями, обмениваться игрушками, ждать своей очереди, просить о помощи, делиться эмоциями (как положительными, так и негативными), наблюдать за игрой и подражать действиям взрослых и детей. Нахождение в группе единомышленников помогает родителям лучше понять своих детей, разобраться в сложных ситуациях и увидеть пути решения, справиться с особенностями поведения ребенка, формировать и развивать необходимые навыки.

    Группа поддержки родителей

    Организуются в помощь родителям, заинтересованным в объединении своих усилий для упрочения достижений детей, укрепления своих ресурсов, улучшения взаимодействия с детьми. Цель сотрудничества специалистов и родителей в группе поддержки – создать безопасное пространство для обмена опытом, чувствами, идеями. В работе групп поддержки применяются подходы, методы, стратегии взаимодействия с доказанной эффективностью.

    Форматы оказания услуг ранней помощи

    На базе службы ранней помощи

    Основной формат оказания услуг ранней помощи - оптимальный по ресурсам команды специалистов и по вариативности помощи. Семья, посещающая службу ранней помощи, имеет возможность получать занятия и консультации разных специалистов и различных видов – индивидуальные и групповые - по возможностям и потребностям ребенка и семьи.

    Домашнее визитирование

    Домашние визиты делают раннюю помощь доступной для детей с двигательными, тяжелыми множественными нарушениями, ослабленных физически - после курсов реабилитации, болезней и т.п. При реализации ИПРП в формате визитов специалист, выполняющий функции трансдисциплинарного специалиста, проводит вместе с родителями необходимые процедуры оценки, обучает родителей развитию навыков в естественных жизненных ситуациях, помогает преобразовать среду обитания ребенка. Домашние визиты применяются и в сочетании с другими форматами ранней помощи как эффективная формы взаимодействия с семьей ребенка непосредственно в домашних условиях.

    Дистанционное сопровождение

    Применяется в случае отъезда семей, прохождения ими курсов реабилитации, болезней, затрудняющих посещение службы и домашнее визитирование и т.д. Дистанционно проводятся консультации родителей по программе, игровые сессии, оценочные процедуры, и даже первичные приемы - в случае необходимости (в связи с пандемией). Помимо проведения видеосессий в режиме реального времени, используется обмен домашними видео с обратной связью специалиста, видеомоделирование специалистом различных игр, упражнений и т.д.




    На главную

    © НП «СоДействие», 2014-2024
    v.  0.9.8