|
|
|
Проекты реализуемые НП Содействие
Идея и направленность проекта по применению аутизмспецифичных подходов и технологий
в практике ранней помощи детям с аутистическими нарушениями
Идея проекта возникла около двух лет назад. В 2015-16 году Некоммерческим партнерством «Содействие» при поддержке Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» был инициирован и реализован проект по освоению и внедрению современных подходов, стратегий обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), другими нарушениями развития. Основой проекта стали программы профессионального совершенствования специалистов региона – психологов, дефектологов, логопедов, - а также тьюторов, работающих под эгидой НП «Содействие» с детьми с РАС, проведенные одним из ведущих специалистов в области применения аутизм-специфичных подходов и в сфере инклюзивного образования Марией Гончаренко, Москва. Внедрение современных подходов к коррекции и обучению детей с РАС (структурированного обучения, визуальной поддержки, альтернативной коммуникации, прикладного анализа поведения и других) состоялось в практике работы отделения лечебной педагогики Муниципального учреждения «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения» г.Тулы(МУ ДО «ЦППСС») – экспериментальной базы всех инновационных проектов НП «Содействия», где почти 20 лет осуществляется комплексная помощь детям с РАС.
Существенную помощь в овладении современными подходами помощи детям с РАС НП «Содействие» получило от фонда «Обнаженные сердца» в форме обучающих семинаров ведущих мировых экспертов по программам развития альтернативной коммуникации и работы с родителями «EarlyBird» («Ранняя пташка») – обучение прошли 8 специалистов.
Еще одним фактором, побудившим проект, стала стажировка членов НП «Содействие» на пилотных площадках Фонда «Обнаженные сердца» в Н.Новгороде.Здесь тульские специалисты и организаторы ранней помощи получили возможность непосредственно познакомиться с работой экспериментальных площадок Фонда, прежде всего, Центра ранней помощи, а также пяти детских садов города, где экспертами Фонда Т.Ю. Морозовой и С.В. Довбня осуществляется внедрение программы АSSERT, основанной на принципах прикладного анализа поведения.
Второй важнейшей предпосылкойпроекта НП «Содействие» по применению аутизмспецифичных подходов и технологий в практике ранней помощи детям с аутистическими нарушениямистало становление в регионе ранней помощи детям с нарушениями развития в ее современном - семейно-центрированном и функционально-ориентированном - понимании, нашедшем свое отражение в Концепции развития ранней помощи в РФ до 2020 года (Постановление Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р). НП «Содействие» стало инициатором и активным участником разработки региональной программы становления ранней помощи совместно с Министерством труда и социальной защиты области, организовало курсы повышения квалификации по ранней помощи для специалистов региона по программе Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства, проведенные директором института Л.В.Самариной. В октябре 2016 года НП «Содействие» открыло свою службу ранней помощи – совместно с МУ ДО «ЦППСС» и ГУЗ «Центр детской психоневрологии», где теперь ежегоднополучают помощь около 20 семей, воспитывающих малышей отнескольких месяцев до 3 лет с различными нарушениями развития.
Практическая деятельность НП «Содействие» по освоению и внедрению эффективных подходов и технологий работы с детьми с аутизмом, с одной стороны, и отработке подходов, моделей, технологий ранней помощи детям с различными нарушениями развития, -с другой,-подвела к необходимости учета специфики аутистических нарушений в системе ранней помощи семьям, имеющим детей с нарушениями развития.Иными словами, идея проекта–это соединение, синтез аутизмспецифичных подходов, стратегий, технологий с принципами семейно-ориентированного раннего детского вмешательства.
Это определило направленность проекта.
Первое, основное – отработка применения аутизмспецифичных подходов, стратегий, технологий в практике интенсивной работы с детьми от 2 до 4 лет с аутистическими нарушениями. Формат – индивидуальные и индивидуально-ориентированные (на основе индивидуальных программ ранней помощи) групповые занятия - в структурированной среде с применением визуальной поддержки.Занятия в группах проводят 2-3 специалиста при ведущей роли одного специалиста с последующим обсуждением динамики изменений на консилиуме специалистов по видеозаписям занятий и домашних рутин. Цель занятий– развитие у детей жизненно важных навыков – бытовой и социальной ориентировки, взаимодействия, продуктивной деятельности, игры, развитие коммуникации и инициация речи, мотивации к общению и деятельности и др.
Второе –вовлечение семей в процесс развития их детей с РАС в раннем возрасте с применением аутизмспецифичных подходов, поскольку по-настоящему действенная ранняя помощь возможна приактивном участии родителей и других членов семей(что в раннем возрасте еще и природосообразно) и предполагаетаутизмспецифичное обустройство семейной среды, трансформацию характера и содержания общения в естественных для ребенка условиях обитания. И это едва ли не самое сложное в практике работы с детьми с РАС и их семьями, поскольку большинство родителей убеждены априори, что адекватное развитие детей с аутистическими нарушениями по силам только обученным, квалифицированным специалистам. Форматы: программа обучения родителей «Ранняя пташка» с отчетами и домашними визитами, очное и дистанционное консультирование – с отработкой подходов и технологий домашнего визитирования, очного и онлайн-консультирования для достижения наибольшей вовлеченности семей. Цель – повышение родительской компетентности, уверенности, успешности во взаимодействие со своим ребенком в повседневной жизни, в быту и социуме, создание оптимальной для развития домашней среды.
И третье – повышение профессионализма и ответственности специалистов во взаимодействии с малышами с аутистическими нарушениями и их семьями, поскольку владение современными аутизмспецифичными подходами, их адекватное применение с учетом индивидуальных особенностей детей и их семей, осознанное и ответственное отношение специалистов к своей практике работы с детьми и семьями – это необходимое условие реализации проекта и всей деятельности в помощь особым детям и их семьям. Формат – супервизии практики применения аутизмспецифичных подходов, групповые и индивидуальные консультации по актуальным вопросам практики ранней помощи детям с РАС, семинары и вебинары, систематизирующие понимание специфики работы с детьми с РАС. Цель – формирование профессионального сообщества и его деятельности по самообеспечению практики ранней помощи с учетом специфики нарушений и контекста развития ребенка.
← к списку проектов
|