|
|
|
Проекты реализуемые НП Содействие
Ранняя помощь детям с аутистическими нарушениями с применением современных аутизмспецифичных подходов, стратегий технологий
Реализация проекта «Применение современных подходов и технологий при работе с целевой группой детей с РАС при реализации региональной программы ранней помощи» дала возможность организовать интенсивные пролонгированные занятия с детьми раннего возраста, имеющими нарушения развития аутистического спектра на базе отделения лечебной педагогики Муниципального учреждения дополнительного образования «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения» г.Тулы, с которым Некоммерческое партнерство «Содействие» имеет договор о сотрудничестве.
Еще до официального начала проекта была сформирована команда из 8 специалистов отделения лечебной педагогики, привлеченных к участию в проекте на основе договоров гражданско-правового характера, имеющих опыт работы с детьми с аутистическими нарушениями и подготовку в области современных аутизмспецифичных подходов. Пятеро были привлечены для проведения занятий с детьми, 4 – для работы с их родителями.
В сентябре 2017 г. было зачислено12 детей с аутистическими нарушениями в возрасте от 2,5 до 3,9 лет в специализированную группу ранней помощи и проведенадиагностика по программе Марка Сандберга «Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития VB-MAPP». Диагностика детей проводилась в форме наблюдения и формального тестирования с фиксированием результатов в протоколе. Кроме того, специалисты заполнялис родителями опросник развития навыков коммуникации, опросник выбора поощрений малышей. По результатам проведенного обследования на каждого ребенка была составлена индивидуальная программа развития с определением конкретных целей по развитию жизненно важных навыков.
В сентябре по мере прохождения диагностики с детьми проводились только индивидуальные занятия по развитию навыков взаимодействия, имитации, восприятия, игровых навыков, коммуникации, самообслуживания. Занятия по развитию навыков коммуникации проводили 2 специалиста по системе альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS). В работе с детьми вводились: визуальное расписание, зрительные поддержки и опоры; поощрение для создания у ребенка мотивации к деятельности.
В октябре детей дозировано на 1 час 2 раза в неделю стали объединять в 2 подгруппы, ориентируясь на навыки детей. Из-за особенностей поведения (крик, негативизм, агрессия, самоагрессия) трое детей продолжали заниматься только индивидуально. Занятия по развитию коммуникативных навыков вели одновременно 2 педагога. Одновременно проводилась работа по коррекции нежелательного поведения.В ходе проводимой работы улучшались коммуникативные навыки и поведение детей.
В ноябреувеличилось время групповых занятий с детьми. Все занятия с двумя подгруппами детей стали проводиться по 2 раза в неделю по 2 часа. Двоих детей с индивидуальной работы стали на короткое время подключать в группы. Один ребенок остался только на индивидуальных занятиях 4 раза в неделю (сенсомоторная коррекция, альтернативная коммуникация; академические навыки (имитация, восприятие, игровые навыки)).
В ноябре изменился списочный состав детей, включенных в целевую группу проекта. Мальчика из Щекинского р-на, г. Советск, после болезни и по семейным обстоятельствам не смогли возить на занятия в Тулу. Взамен этого ребенка в список был включен мальчик с РАС, который с октября получал консультативную помощь по развитию коммуникативных навыков (с помощью карточек PECS).
В декабревсе дети включились в групповое взаимодействие (две подгруппы) с индивидуальной отработкой отдельных навыков (альтернативная коммуникация, академические навыки).Теперь групповые занятия у детей проходили 3 раза в неделю по 2 часа. По наработанным навыкам девочка из одной подгруппыбыла переведена в другую.
Каждый день в группе работали по 3 педагога (по 5-7 детей в подгруппе). В группе дети учились подключаться и выполнять задания, переходить от одной деятельности к другой, реагировать на инструкции педагога.Режимы работы групп и составы подгрупп, введение детей в группу, особенности работы с поведением, развитием навыков коммуникации; постановка актуальных задач на каждом этапе работы решались на совместном консилиуме специалистов – на основе анализавидеоматериалов и описания поведения детей.
В работу группы включались следующие блоки:
- встреча детей в холле, где по визуальным подсказкам они раздеваются;
- знакомство с визуальным расписанием (какие виды деятельности и вкакой последовательности будут в этот день);
- игры в кругу(на имитацию, восприятие, расширение игрового репертуара);
- сенсомоторная коррекция (стабилизация и активация сенсорной и моторной сферы ребенка);
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
- коммуникативная пауза (дети обращаются с просьбой к взрослому);
- конструктивная деятельность, ритмика.
Развитие академических и коммуникативных навыков у детей с РАС, коррекция нежелательного поведения; применение в работе с детьми визуального расписания (помогает детям переключаться с одного вида деятельности на другой), поощрения (повышает мотивацию к деятельности), структурирование окружающей среды и ограничение визуальных границ, успокоение сенсорных ощущений, частичное участиев деятельности, помогают достичь положительных результатов в развитии детей с аутизмом.
В ходе проведенной работы дети начинают обращаться с просьбой к взрослому, выполнять инструкции, заниматься в группе. У детей расширяется игровой репертуар, снижается частота нежелательного поведения, они постепенно овладевают навыками самообслуживания.
Групповое занятие с детьми с применением визуального расписания проводят психологи Е.Е. Барбой и Е.В. Пинкальская
Групповое занятие с детьми по развитию продуктивной деятельности проводит Е.В. Пинкальская
На групповом занятии развитие навыков коммуникации проводит Е.В. Пинкальская
Развитие игровой деятельности в группе
← к списку проектов
|