|
|
|
Профессиональное совершенствование
Обучение по программе «Формирование безопасных детско-родительских отношений: программа группового вмешательства «Направляемый диалог»
28-30 января 23 специалиста ранней помощи и комплексной помощи детям с особенностями развития участвовали в программе повышения квалификации Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства (ИРАВ) «Формирование безопасных детско-родительских отношений: программа группового вмешательства «Направляемый диалог». Обучение проводила заведующая отделом по работе с семьями ИРАВ Татьяна Викторовна Игрушкина, сертифицированный специалист групп ICDP.
Профессиональное совершенствование специалистов Тулы и Тульской области по программе «Направляемый диалог» было организовано Некоммерческим партнерством «Содействие» совместно с Государственным учреждением «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №1» г. Тулы – региональным ресурсным центром по ранней помощи - на средства гранта Тульской области в поддержку социально-ориентированных НКО – проект Некоммерческого партнерства «Содействие" "Внедрение современных семейно-центрированных подходов в региональную практику ранней помощи детям с нарушениями развития".
Институт раннего вмешательства является ресурсно-методическим центром по распространению программы ICDP «Направляемый диалог» в России. Международная программа развития детей (ICDP) была создана в 80-ых годах 20 века К.Хундейде как программа оптимизации детско-родительских отношений. В 1992 г. ICDP была адаптирована Всемирной организацией здравоохранения как «Программа ранней психосоциальной интервенции WHO/ICDP». Сегодня программа распространена в более, чем 40 странах, причем на ее родине, в Норвегии, все семьи детей раннего возраста проходят обучение по ICDP - для формирования прочного фундамента родительско-детских отношений.
Программа «Направляемый диалог» имеет целью содействие родителям (мамам) в улучшении функционирования их детей посредством активизации собственных ресурсов, сонастройки с ребенком, пробуждения эмпатии, формирования позитивного родительского отношения и поведения. Базовые принципы программы - принятие и безусловная симпатия к ребенку, чуткость к его потребностям, опора на собственную активность ребенка, расширение и означивание опыта, осознанность своих чувств и действий; и это - суть эффективных родительско-детских отношений в любом возрасте со всеми детьми. И тем более они важны в отношениях с детьми раннего возраста, особенно - с нарушениями развития.
Безопасные, оптимальные отношения – в подзаголовке названия программы - это отношения, способствующие полноценному развитию ребенка с опорой на его собственные ресурсы и активность. Чтобы сформировать в семье благоприятные, стимулирующие отношения, маме необходимо верить в своего ребенка, быть спокойной и уверенной в себе, развивать свои ресурсы. Для этого в программе ICDP применяется метод фасилитации в групповой поддержке участников в традициях клиент-центрированного подхода, т.е в атмосфере доброжелательности и доверия, эмпатии, безоценочного принятия.
И, соответственно, обучающая программа для специалистов выстроена по такому же принципу. Ведущая, Т.В.Игрушкина погрузила участников программы в атмосферу групповой поддержки, что открыло для многих доступ к собственным ресурсам. Те, кому ранее доводилось участвовать в роджеровских группах, с готовностью вновь окунулись в особую ресурсную, полную открытий, атмосферу. Для молодых специалистов, не знакомых с этой практикой, погружение открыло новые возможности и озарения - личные и профессиональные.
И здесь будет уместным заметить, что на практике в программе ICDP «Направляемый диалог», реализуемой в атмосфере эмпатии и поддержки, готов участвовать далеко не каждый родитель - даже несмотря на доказанную высокую эффективность и зримые изменения в родителях и детях. Программа затрагивает глубинные установки родителей, обращает к самим себе, побуждает к изменениям – и это возможно при твердых намерениях сделать отношения в семье максимально позитивными и комфортными друг для друга и полноценного развития детей. К тому же для родителей, настроенных более прагматично и менее открыто, есть другие родительские программы – информирующие, обучающие, тренинги навыков, - дающие определенный эффект в обогащении родительской позиции. Кроме того, справедливости ради надо заметить, что далеко не каждый специалист может вести программу «Направляемый диалог» - она требует от ведущих высочайшего профессионализма, развитой эмпатии, открытости, доброжелательности, толерантности. Тем интереснее.
«Направляемый диалог» - необычайно ценная программа для развития ранней помощи детям и их семьям. Она может стать базой для выстраивания партнерских конструктивных отношений специалистов и родителей, создания естественной атмосферы поддержки ребенка и его активности в семьях.
Предстоит обдумать, как ее освоить и применить на практике.
В подборке иллюстраций – фотографии с семинара по программе ИРАВ «Направляемый диалог» в Туле, ведущая Т. Игрушкина , и рисунки, иллюстрирующие принципы программы ICDP с ресурса https://vk.com/club117351685
|