|
|
|
Профессиональное совершенствование
Второй семинар О.И. Пальмова в Туле
В тульских службах ранней помощи мы стремимся строить свое взаимодействие с семьями на принципах партнерства и заинтересованности, опоры на собственную активность и потенциал ребенка. Как это воплотить на практике? Что должен уметь помогающий специалист, чтобы вместе с родителями удерживать в фокусе внимания активность, интерес, общение ребенка с ближайшим окружением и поддерживать родителей в их стремлениях и действиях, стимулирующих здоровое развитие и функционирование ребенка в обычной жизни?
Два года назад, проникнувшись философией раннего детского вмешательства и переосмыслив в связи с этим свою профессиональную позицию, мы решили для себя, что в ранней помощи специалисту принципиально важно быть больше партнером, чем экспертом, больше поддерживать инициативу, чем напрямую обучать, больше наблюдать и воспринимать, чем оценивать. И это требует смещения акцентов в сторону базовых профессиональных навыков – умения фасилитировать, наблюдать, воспринимать, чутко реагировать в общении с детьми и родителями и т.п.
Этому учат психологов в вузах – больше или вкратце, глубже или номинально- наряду с другим. Этому кое-где посвящают клиент-ориентированные тренинги. Но системно и целенаправленно как базис подготовки помогающих специалистов это не формируется.
Нам повезло: в 2018 году Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства заявил базовую обучающую программу «Формирование безопасных детско-родительских отношений: программа группового вмешательства «Направляемый диалог» и мы провели ее в Туле для 22 тульских специалистов, о чем писали здесь в феврале прошлого года. Сейчас программа «Направляемый диалог» реализуется в 4 службах ранней помощи Тулы, Новомосковска, Алексина и ведущие родительско-детских групп получают супервизии у самОй Т.В.Игрушкиной, ИРАВ, сертифицированного тренера по Международной программе развития детей (ICDP).
В 2019 году тот же Институт раннего вмешательства заявил обучающий тренинг О.И.Пальмова «Наблюдение за игрой, движением и эмоциональным состоянием детей раннего возраста: теоретические основы, подходы, критерии». И тульские специалисты были настолько готовы учиться у ведущего российского эксперта в области ранней помощи О.И.Пальмова, доцента кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Санкт-Петербургского государственного университета, что о своем участии в семинаре заявили более 50 тульских специалистов, тогда как максимальная численность группы – это 25 слушателей. И тогда мы пошли на дерзость и организовали обучение двух групп в Туле, мобилизовав свои ресурсы и благодаря встречному движению Олега Игоревича и Института раннего вмешательства.
Семинар для первой группы тульских специалистов прошел 6-8 октября прошлого года, и об этом восторженно и вдумчиво поведала Олеся Дмитриева в своей публикации в этой группе в октябре 2019. А 10-12 января сего года О.И.Пальмов провел повторно этот семинар для второй группы тульских специалистов.
По прошествии месяца еще и еще раз осознаешь, как важно хотеть, понимать и уметь наблюдать за маленькими детьми, их состоянием, настроениями, проявлениями интересов, стремлениями, движениями, реакциями, действиями; как важно быть наблюдательными, чуткими, восприимчивыми, осознающими, содействующими, уважительным к природе и возможностям ребенка. Причем -искренне, органично, вовлеченно и заинтересованно – так, как прожили это, прочувствовали участники семинаров Олега Игоревича в атмосфере погружения. От этого – один шаг до развития совместного внимания с родителями, готовности передавать им и учиться у них умению подмечать важные «говорящие» нюансы – как в непосредственном общении с ребенком, так и посредством видеозаписей. И замечать, анализировать эти наблюдения, предполагать, обсуждать в целостности восприятия ребенка, в динамике его развития, в контексте отношений и окружающей среды. Тогда общение с детьми – даже с очень тяжелым нарушениями развития - становится увлекательным, творческим процессом, лишенным тревоги и напряжения. Тогда взаимодействие с родителями становится осмысленно и естественно совместным, сотрудническим. Это подмечают специалисты, тесно работающие с детьми с ТМНР и другими нарушениями развития и их семьями, прожившие семинары О.И.Пальмова в Туле.
|