|
|
|
Профессиональное совершенствование
Семинар С.В.Гусевой «Эффективные стратегии взаимодействия в практике помогающего специалиста»
Семинар практикующего психолога, к.т.н., руководителя Ассоциации «Содействие» С.В.Гусевой «Эффективные стратегии взаимодействия в практике помогающего специалиста» прошел в Туле 2 и 9 декабря 2021 года в очном формате.
Тема стратегий коммуникации и взаимодействия помогающего специалиста становится все более актуальной и востребованной в связи с общемировой тенденцией развития общества в направлении клиент-центрированности, ориентации на эффективное сотрудничество с потребителями услуг, продукции, сервисов.
Цель семинара - стимулировать и поддержать осознанное отношение помогающих специалистов к своему взаимодействию с людьми, его качеству и содержанию, стилистике взаимодействия - как важнейшей составляющей профессиональной компетентности и условию эффективной помощи.
Что такое «эффективная коммуникация и взаимодействие» с детьми и их родителями в помогающей сфере? На семинаре этот вопрос обсуждался и проживался участниками в контексте разнообразия системы отношений и взаимодействий в профессиональной деятельности специалиста: взаимодействие с детьми, родителями, коллегами, командное взаимодействие, внутри- и межведомственное взаимодействие, профессиональное взаимодействие, иерархическое взаимодействие, - и с позиций равноправности и иерархичности, конкурентности и сотрудничества, подчиненности и конвенциональности, позиционирования «экспертно-клиент» и партнерства.
В связи с этим оказалось уместным и полезным рассмотреть внутреннюю обусловленность и логику отношений и взаимодействия в помогающей сфере через призму открытия Клером Уильямом Грейвзом спиральной динамики развития человека и общества. Под этим углом зрения становится понятным прогрессивный тезис о том, что способность помогающего специалиста к построению адекватных, продуктивных, комфортных отношений с теми, кому он помогает, и шире - компетентность в разнообразной профессиональной и личной коммуникации – это составляющие его профессиональной состоятельности и ответственности и необходимое условие для того, чтобы помощь была по-настоящему эффективной.
На семинаре было уделено приоритетное внимание эффективным моделям, стратегиям и техникам взаимодействия, профессиональной и личной коммуникации, которые требуют осознанности и уважения достоинства Другого - клиент-центрированным стратегиям, стратегиям сотрудничества, партнерского взаимодействия, коучингу (непрямому поддерживающему обучению). Что способствует и что препятствует выработке у помогающего специалиста профессиональной позиции, основанной на осознанности и уважении достоинства и ценности Другого, профессиональному развитию в этом направлении? Такая постановка вопроса обозначила разницу во внутренней ориентации участников семинара, что вполне естественно и закономерно, и побудила дискуссию.
Значительное место на семинаре в его второй день было отведено отработке в практических упражнениях так называемых «мягких» или «гибких» навыков - soft skills, - интуитивному и осознанному применению soft skills в практике помогающего специалиста, индикаторам эффективности применения «мягких» навыков.
|