На главную


Ассоциация «СоДействие»


О партнерстве

Ранняя помощь

Практическая деятельность

Проекты

Профессиональное совершенствование

Сотрудничество

Методические и информационные разработки

Проекты реализуемые НП Содействие

Проект «Применение современных подходов и технологий при работе с целевой группой детей с РАС при реализации региональной программы ранней помощи»

Некоммерческое партнерство «Содействие» стало победителем первого конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества с проектом «Применение современных подходов и технологий при работе с целевой группой детей с РАС при реализации региональной программы ранней помощи» (договор с Фондом президентских грантов № 17-1-006163).
Проект адресован детям раннего возраста с аутистическими нарушениями развития. Расстройства аутистического спектра (РАС) имеют большую частотность распространения (1:88 по данным международной организации «AutismSpeaks»), но, как правило, выявляются не в самом раннем детстве, а к 3 годам и позднее, когда приобретают выраженный характер, обусловленный спецификой нарушений и отсутствием своевременной и адекватной помощи в раннем возрасте.
Между тем, в стране планомерно создается система ранней помощи, ориентированная на возможно более раннее выявление нарушений и включение семей в программы помощи ребенку. Принятой в 2016 году Правительством РФ Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации намечена большая работа по созданию в регионах системы ранней помощи детям с нарушениями развития и их семьям, обеспечению ее доступности и качества.
Проект направлен на решение проблемы обеспечения в регионе доступной и качественной ранней помощи детям с ограничениями и отставаниями в развитии применительно к детям с аутистическими нарушениями. Эта задача наиболее результативно решается с применением аутизмспецифичных подходов и технологий с доказанной эффективностью, требующих высокой квалификации специалистов, большого объема занятий с детьми по выстраиванию качественного взаимодействия и преодолению специфических дефицитов, особой подготовки родителей. Тем самым в обычной практике снижается доступность услуг по ранней помощи и обнаруживается острый дефицит кадровых и материальных ресурсов. Поэтому проект призван оптимизировать интенсивность, характер, условия развивающего взаимодействия с детьми в процессе освоения и отработки аутизмспецифичных подходов и технологий, основываясь на доказательных мировых и отечественных практиках и значительном опыте работы с детьми с аутизмом и их семьями организации-заявителя в предыдущие годы.
Вторая проблема - это активизация родителей в развивающем взаимодействии с детьми. Проект предусматривает развитие форм включения родителей детей с РАС в программы ранней помощи, укрепление родительского потенциала и мотивированности. Это способствует решению острой проблемы семейной политики - развитию самостоятельности и ответственности семей, имеющих детей с ОВЗ.
Третья проблема, на решение которой направлен проект - это повышение профессионализма и ответственности специалистов, работающих с детьми с нарушениями развития, их методической оснащенности, обеспечения возможности обмена наработками и получения экспертной оценки.
Проект призван создать условия для применения современных стратегий, подходов, технологий помощи детям с РАС в формируемой в регионе практике ранней помощи детям с нарушениями развития и их семьям, чтобы обеспечить как можно более раннее выявление аутистических нарушений и адекватную помощь. Для этого в организационном плане решается задача отработки модели функционирования службы ранней помощи с учетом специфических потребностей и ограничений детей с аутистическими нарушениями; в методологическом плане – соединение общих принципов, подходов, технологий функционирования служб ранней помощи (семейно-центрированности, ориентированности на развитие в естественных условиях жизни ребенка, приоритете формирования жизненно важных навыков) с аутизмспецифическими методами обучения в структурированной среде, использования визуальной поддержки, дополнительной и альтернативной коммуникации, модификации поведения и другими. Эти организационно-методические задачи будут решаться посредством отработки подходов и технологий оказания помощи в практике работы с целевой группой – 12 детей раннего возраста с аутистическими нарушениями и их семьями.
Важным фактором, определяющим эффективность отрабатываемой практики, и самостоятельной задачей развития в регионе ранней помощи детям с аутистическими и другими нарушениями является активизация субъектов ранней помощи – родителей и специалистов, повышение их компетентности. Проект предусматривает блок мер по включению родителей малышей с аутистическими нарушениями в программы ранней помощи: обучающие программы для родителей детей с РАС с доказанной эффективностью, домашнее визитирование, очное и дистанционное консультирование. При этом в проекте апробируется оценка эффективности ранней помощи как по параметрам расширения функционирования ребенка и минимизации специфических ограничений в коммуникации, социальном взаимодействии и регуляции, так и по показателям улучшения микроклимата в семьях, удовлетворенности жизнью, социально-экономической устойчивости.
Распространение отрабатываемой практики в службах ранней помощи региона предусмотрено посредством целенаправленной работы с профессиональным сообществом: через продолжение программ профессионального совершенствования специалистов ранней помощи региона, начатых в 2014 году, организацию профессиональной супервизии в Туле и районах области, очное и дистанционное консультирование, проведение научно-практической конференции по ранней помощи детям с РАС и их семьям.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017-ноябрь 2018 года.

← к списку проектов


На главную

© НП «СоДействие», 2014-2024
v.  0.9.8