На главную


Ассоциация «СоДействие»


О партнерстве

Новости

Практическая деятельность

Проекты

Профессиональное совершенствование

Сотрудничество


Проекты реализуемые Ассоциацией Содействие

Освоение Денверской модели раннего вмешательства тульскими специалистами и ее внедрение в практику ранней помощи

Впервые в практике организационной, обучающей, практической деятельности Ассоциации «Содействие» освоение тульскими специалистами совершенно новой для России Денверской модели раннего старта для детей с аутистическими нарушениями (ESDM), отработка ее на практике, адаптация к условиям работы служб/кабинетов ранней помощи организована Ассоциацией в тесном взаимодействии с 8 учреждениями-партнерами в 11 службах/кабинетах ранней помощи с опорой на Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства. Это стало возможным благодаря поддержке Правительства Тульской области регионального проекта Ассоциации «Содействие» «Инновационные модели и технологии – в региональную практику ранней помощи детям с нарушениями развития».

Специалисты Тульского региона двадцать пять лет осваивают и применяют на практике модели, подходы и технологии специализированной помощи детям с аутистическими нарушениями и их семьям. Особенно в последнее десятилетие. Ассоциацией «Содействие» за 8 лет существования реализовано 12 программ профессионального совершенствования для помогающих специалистов региона. Один из больших проектов, победивших на первом конкурсе Фонда президентских грантов в 2017 году, "Применение современных подходов и технологий при работе с целевой группой детей с РАС при реализации региональной программы ранней помощи" был посвящен организации помощи детям с РАС на основе современных аутизмспецифичных подходов и технологий. Следуя в этом направлении, Ассоциация «Содействие» постоянно обучает тульских специалистов, развивая специальные компетенции помощи детям с РАС и их семьям.

И поскольку с 2018-19 года в России началось активное освоение Денверской модели раннего старта, которая наиболее адекватна ранней помощи детям с аутистическими нарушениями, опирается на активность родителей, без чего ранняя помощь невозможна, Ассоциация «Содействие» стала предметно и целенаправленно изучать возможности освоения специалистами региона именно Денверской модели – как базовой в ранней помощи детям с аутистическими нарушениями и их семьям. Нам повезло, т.к. Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства начал активно осваивать на практике Денверскую модель, команда специалистов института прошла этапное обучение у лучших мировых преподавателей и провела большую работу по синтезу Денверской модели и раннего детского вмешательства, российской технологии ранней помощи.

Денверская модель раннего вмешательства для детей с РАС и риском их возникновения широко используется в мире как одна из наиболее обоснованных, с доказанной эффективностью. Она относится к комплексным программам абилитации, т.е. реализует системную помощь ребенку и его семье, осуществляется в естественной среде. Существует в 2-х формах – групповой и основанной на обучении родителей. Весьма технологична и в то же время - увлекательна. В России применение Денверской модели в практике ранней помощи началось с 2019 года. Важно, что Денверская модель раннего старта рекомендована Клиническими рекомендациями Минздрава РФ, принятыми в июне 2020 года, как эффективное средство абилитации для детей с РАС. Не менее важно, что Денверская модель опирается на активность, вовлеченность, компетентность родителей и дает им прочные опоры во взаимодействии с детьми.

Освоение Денверской модели началось с курсов повышения квалификации – проведены 2 обучающих модуля по программе ИРАВ «Системная модель ранней помощи детям с РАС и их семьям» на основе Денверской модели раннего старта для детей с аутистическими нарушениями: модуль 1 (обучение онлайн) «Построение индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) для детей с РАС на основе Денверской модели раннего вмешательства» и модуль 2 (очный, проведен в Туле) «Реализация индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) для детей с РАС на основе Денверской модели раннего вмешательства». Ведущие программы – Е.Е.Ермолаева и Ю.П.Русанова.

На 1-м модуле специалисты изучали углубленную оценку навыков на основе куррикулума Денверской модели раннего вмешательства по основным областям: коммуникация, социальные навыки, когнитивное развитие, игра и имитация; постановку целей для индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) на основе Денверской модели раннего вмешательства; планирование шагов для достижения цели. В практической части первого модуля отрабатывали навыки тестирования основных областей развития на основе куррикулума; навыки постановки целей ИПРП по областям; планирования шагов для достижения целей по областям (ESDM). Специалисты, обучавшиеся на первом модуле, объединившись в группы, получили конкретные задания по проведению куррикулума, разработке ИПРП и пошагового планирования для ребенка своей целевой группы.

На втором модуле осваивали структуру обучающего занятия, формат ABC для обучения новым навыкам, подсказки и выбор поощрений; стратегии: следования и присоединения для формирования сотрудничества с ребенком, удержания и концентрации внимания у ребенка с РАС, развития социального взаимодействия, коммуникации, имитации и игры; планирование обучающей сессии с ребёнком и родителями. Все дни вебинара и семинара мы вели видеозапись. И поделились видеозаписями с участниками. Теперь эти записи пользуются большим спросом у участников семинара как живой учебно-методический материал, востребованный самой практикой.

И в октябре-декабре 2021 года 19 специалистов служб ранней помощи 8 учреждений региона - 4 - соцзащиты, 3 – образования, 1 – здравоохранения и 1 СО НКО -начали осваивать полученные знания и навыки в ранней помощи 26 семьям с детьми с аутистическими нарушениями и их рисками. Вот некоторые отзывы специалистов региона об этом процессе.

Фадеева Ирина Владимировна, учитель-дефектолог службы ранней помощи СРЦН № 5, г.Ефремов
Два года я работаю учителем-дефектологом в полустационарном отделении для детей с ограниченными возможностями здоровья «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних№5» г.Ефремов. За это время сформировалось и укрепилось чувство, что аутистические расстройства являются преобладающими из спектра нарушений у детей с инвалидностью. Выраженные трудности взаимодействия детей с родителями, социумом, да что там, целым миром, не только негативно влияют на развитие ребенка в контексте образования, но существенно снижают качество его жизни и жизни семьи в целом. Поэтому, сталкиваясь с детьми с выраженными признаками аутистических расстройств в раннем возрасте, важным и значимым направлением в работе с семьей вижу обучение родителей качественному, осознанному и направленному взаимодействию с ребенком в естественных жизненных условиях семьи. Ранний возраст - это важнейший период в зарождении и укреплении особых эмоциональных связей ребенка и значимого взрослого. Это период, когда играть, скакать, петь и обниматься для малыша так же естественно, как кушать и спать.

Часто мамы, приходя на первичный прием, спрашивают: «А что можно делать с таким маленьким ребенком? Как вы будете его чему-то учить!»

«Играть, конечно!»

Стратегии, присущие Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом, вызвали мой профессиональный интерес и желание научиться их использовать и применять в работе, в рамках моей деятельности, как специалиста службы ранней помощи. Эта технология позволила мне научиться строить работу пошагово, действовать прицельно, а самое главное эффективно.

Участие в совместном проекте «Инновационные модели и технологии – в региональную практику ранней помощи детям с нарушениями развития» Ассоциации «Содействие», поддержанном Правительством Тульской области и упомянуть об обучении по программе «Системная модель ранней помощи детям с РАС и их семьям» на основе Денверской модели раннего старта для детей с аутистическими нарушениями АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства» позволило расширить мои собственные профессиональные возможности и повысить эффективность совместной (!) работы с семьей.

Семья, которая выразила согласие участвовать в проекте, вначале находилась в ситуации растерянности, принятия диагноза. Были трудности с вычленением задач, распределением ролей и осознанности происходящего, а следственно и вовлеченностью. Признаюсь, что этот факт поначалу вызывал у меня опасения по поводу успешности и эффективности. Оттого особенно радостно и гордо уже сейчас, спустя почти три месяца совместной работы над реализацией индивидуальной программы ранней помощи (да-да, именно совместной) слышать от мамы слова «да, у нас получается!», «да, я вижу!», «ой, это он уже умеет» и видеть теплые и крепкие объятия, общую радость и увлеченность. Такого рода «Эврика!» помогла и помогает маме видеть цель, обретать смысл, желание и находить дорогу к ней. А вместе, как поется в известной песне, шагать веселее.



Кононыхина Вероника Николаевна, логопед кабинета ранней помощи ТОЦРИ, г.Донской.
Первое знакомство с Денверской моделью раннего вмешательства произошло в 2020г., когда по рекомендации коллеги был приобретён учебник по ESDM.

И вот осенью 2021г, благодаря обучению по программе «Системная модель ранней помощи детям с РАС и их семьям» на основе Денверской модели раннего старта для детей с аутистическими нарушениями АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства», произошло более углубленное изучение Денверской модели. Модель очень подробно описывает целевые навыки по разным уровням развития ребёнка, предлагает список целевых навыков для построения учебного плана, рассказывает про учебные методики, предлагает формат работы АВС, пошагово показывает, как стать игровым партнёром для ребёнка и от хаотичных действий перейти в продуманную совместную игру.

Для реализации модели не требуется специальных условий. И это позволяет реализовывать цели индивидуальной программы разными взрослыми (педагогами, родителями, воспитателями) в любых жизненных ситуациях, как в центре, так и дома, и на улице.

Благодаря знакомству с Денверской моделью мне стало легче разрабатывать актуальные цели для развития функциональных навыков. Я учусь наблюдать за ребёнком и замечаю то, на что раньше не обращала внимания. Учусь анализировать и свои действия, для чего я сделала то или другое, что в результате хочу получить. У меня, конечно, еще много трудностей. Например, во время встречи с ребёнком игры с предметами «затягивают» и хочется играть в них, потому что большинство детей с РАС с удовольствием сортируют, собирают, но в то же время понимаешь, что на партнера ребенок не обращает внимание. И тут на помощь приходит вариативность использования предмета, игрушки, и простое манипулирование переходит в простейшее короткое, но всё же взаимодействие.

Я понимаю, что нахожусь в самом начале пути по использованию в работе Денверской модели, хочу углубленно изучить все главы учебника, использовать полученные знания на практике и увидеть, как дети с РАС будут вступать в контакт со взрослыми и детьми, взаимодействовать и проявлять инициативу.



Лихачева Татьяна Сергеевна, социальный педагог службы ранней помощи ТОЦРИ, г.Тула.
Хочу выразить благодарность за чудесный курс «Системная модель ранней помощи детям с РАС и их семьям» на основе Денверской модели раннего старта для детей с аутистическими нарушениями АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства» в проекте с Ассоциации «Содействие» в партнерском взаимодействии с ГУ ТО «ТОЦРИ», при поддержке Правительства Тульской области. Это было совсем непросто, но очень здорово. На протяжении всего курса чувствовалась открытость, доброжелательность, поддержка, внимательность со стороны преподавателей, Е.Е Ермолаевой и Ю.П.Русановой, активность и увлеченность участников – тульских специалистов. Было получено много знаний, навыков. А самое главное заметен результат в работе с семьями.

На данный момент с семьей мальчика 3 лет с аутистическими особенностями проведен первичный прием, куррикулум, проведена оценка развития ребенка от 14 мес. до 3,5 лет (шкала RCDI-2000), заполнен бланк «Ход рутины - кормление», проведено обсуждение с мамой ее действий и выбраны новые стратегии для более оптимального хода рутины, совместно с мамой разработана и осуществляется программа по реализации целей.





← к списку проектов


На главную

© НП «СоДействие», 2014-2022
v.  0.9.8