|
![](img/12.jpg)
![О партнерстве](img/b1.jpg)
![](img/10.jpg)
![Ранняя помощь](img/b2_b.jpg)
![](img/10-1.jpg)
![Практическая деятельность](img/b3.jpg)
![](img/10-2.jpg)
![Проекты](img/b4.jpg)
![](img/10-3.jpg)
![Профессиональное совершенствование](img/b5.jpg)
![](img/10-4.jpg)
![Сотрудничество](img/b6.jpg)
![](img/10-5.jpg)
![Методические и информационные разработки](img/b7.jpg)
|
|
Профессиональное совершенствование
Курсы повышения квалификации Санкт-Петербургского института раннего вмешательства (Л.В.Самарина) «Применение стратегий коучинга специалистом, работающим в сфере ранней помощи детям и семьям»
Это отзыв на курсы, размышления Олеси Сергеевны Дмитриевой – заведующей структурным подразделением МБУ ДО «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи г. Алексина», руководителя службы ранней помощи, педагога-психолога.
8-12 ноября 2021 года состоялся семинар Ларисы Витальевны Самариной, директора Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства по программе курсов повышения квалификации «Применение стратегий коучинга специалистом, работающим в сфере ранней помощи детям и семьям» - в рамках проекта «Вовлеченность семей с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, в процесс ранней помощи», получившего поддержку Фонда президентских грантов.
После обучения наше мышление в сфере взаимодействия с родителями изменилось и плавно перенаправилось в «нужную» сторону.
Оглядываясь назад вижу, что отзываются два основных лейтмотива коучинга: сотрудничество и осознанность специалиста в процессе сессии.
Сотрудничество, уже позволило найти новые возможности и это скорее про то, что я, как специалист, в ходе разговора с мамой ребенка, ловлю себя на мысли «Как я могу использовать эту ситуацию для развития сотрудничества»?
Большинство ситуаций в работе теперь рассматриваются с точки зрения организации и расширения сотрудничества. Предоставления клиентам возможностей личного роста.
Пример. Проводим с коллегой семинар по коррекционной работе с детьми аутистического спектра. Педагог из ДОУ жалуется на трудности поведения и обучения ребенка. Мы задаем вопросы и помогаем прояснить возможности и трудности ребенка в области социального взаимодействия со сверстниками. Обсуждаем, как мы можем помогать ребенку вместе. Педагог в ДОУ может взять на себя наблюдение за ребенком в группе и работу над развитием социального взаимодействия, мы в Центре углубленную диагностику, обсуждаем возможности мамы в отработке навыков ребенка дома.
Вот еще пример. Обсуждаем с коллегой введение жетонов для ребенка. На встрече с мамой обсуждаю текущую ситуацию, как она видит возможности ребенка сосредотачиваться на выполнении задания. Рассказываю о методах работы с детьми с РАС и мотивации. Обсуждаем подкрепление желательного поведения, а точнее их виды и способы введения. Выстраиваем цели для ребенка и в конце встречи обсуждаем результаты: устраивают ли они семью, будем ли продолжать.
Второй лейтмотив осознанность, помогает мне строить линию сессии, заострять внимание на важных моментах, вовремя направлять внимание родителя на дефициты ребенка и расширять представление о возможностях малыша и своих собственных.
Пример. Обсуждаем возможности получения эмоциональной реакции от ребенка. Мама рассказывает, что не видит реакций ребенка на новые игрушки и не может понять, как его порадовать. Обсуждаем, как проявляет ребенок радость. Рассказываю и показываю рисунки детских лиц с эмоциями (семинар Олега Пальмова, СПбГУ, о пиклеровском подходе). Немного тренируемся в узнавании эмоций на моем лице. Обсуждаем, что она будет делать дома. На следующей встрече радостная мама вдохновенно рассказывает о реакции ребенка на новую игрушку. Обсуждаем, как она это заметила (брови пошли вверх). Обсуждаем, что для нее лично значит этот результат. Будет ли она продолжать.
В ходе обсуждения отслеживаю собственные мысли о том, что я сейчас делаю и для чего - и это самая классная «профессиональная деформация», которой радуешься, вдохновляешься. Сами этапы коучинга, помогают выстраивать работу, анализируя информацию и собственные действия.
Из совсем личного… Это конечно 5 дней трансляции опыта самой Ларисой Витальевной, благодаря чему я не только поняла как это работает, но и оценила эффективность и благотворность арсенала стратегий коучинга в освоение новых навыков. А ведь это именно то, что так нужно нам в работе с родителями: помогать им успешно обучаться новым навыками, обретать уверенность в собственных силах, уметь анализировать ситуации и расширять перспективы:)
![](img/proff/proff_0028_1.jpg)
![](img/proff/proff_0028_2.jpg)
![](img/proff/proff_0028_3.jpg)
![](img/proff/proff_0028_4.jpg)
|