На главную


Ассоциация «СоДействие»


О партнерстве

Новости Практическая деятельность

Проекты

Профессиональное совершенствование

Сотрудничество

Методические и информационные разработки

Осуществление тьюторского сопровождения детей с РАС в процессе инклю-зивного образования в рамках проекта НП «Содействие» «Вместе со всеми»

Овчинникова Марианна Робертовна, педагог-психолог ЦПМСС «Валеоцентр», куратор тьюторов детей с РАС, член НП «Содействие»

В 2014-2015 учебном году была продолжена программа по тьюторскому сопровождению детей с РАС, обучающихся в общеобразовательной школе в рам-ках инклюзивного образования. Программа реализуется на протяжении 3 лет в рамках проектов по развитию инклюзивного образования, реализуемых НП «Со-действие» совместно с ЦПМСС «Валеоцентр» при поддержке Фонда помощи де-тям «Обнаженные сердца»
Подготовительная программа для тьюторов представляет собой 4-х дневный обучающий тренинг:
1 день (6 часов) – «Кто такие аутичные люди?» .
Цель: уточнение знаний участников тренинга о РАС, их особенности, проблемы в коммуникации и социальном взаимодействии, эмоциональной регуляции, поведении, о способах построения контакта с детьми с РАС., а также интерактивные игры, направленные на более полное представление особенностей восприятия мира человека с РАС.
В заключение этого дня тренинга посредством опроса выясняются мифы о РАС, присутствующие ранее в сознании студентов и создается атмосфера заин-тересованности и желания взаимодействия с ребенком.
2 день (6 часов) – «Я – тьютор».
Цель: Осознание позиции тьютора во взаимодействии с ребенком с РАС. Представление о деятельности тьютора в инклюзивном образовании, цели и возможности тьютора. Интерактивные игры, моделирующие данную деятельность с ребенком с РАС.
3 день (6 часов) – «Проблемы поведения ребенка с РАС и возможные варианты их разрешения».
Цель: информация о возможных проблемах в поведении ребенка и обучение методам их разрешения (из практики работы). Моделируются всевозможные ситуации с последующим разбором возможных действий тьютора.
4 день (6 часов) – групповое взаимодействие с детьми, участвующими в программе инклюзивного обучения ребенка с РАС в общеобразовательной школе, помощь установление контакта тьютора с ребенком.
Завершало этап подготовки тьюторов общее собрание для тьюторов, родителей детей с РАС и педагогов отделения, где были представлены функции и ответственность всех участников программы. Тьюторы и родители ребенка с РАС обменивались информацией и согласовали свои действия.
В дальнейшем, в течении всего учебного года тьюторов сопровождает куратор – специалист (на протяжении нескольких лет я занимаюсь обучением и сопровождением тьюторов), который через отчеты тьюторов, отвечает на их вопросы, постоянно мониторит обстановку в школе, состояние контакта тьютора с ребенком, учителем и родителями, а также организовывает и проводит суперви-зии, на которых тьюторы в обсуждении со специалистами отделения, получают возможность более квалифицированно осуществлять свою деятельность.
С ноября 2014 г. 10 студентов ТГПУ вышли в школы, детский сад в качест-ве тьюторов для 8 детей с РАС.
1. Бойко Анастасия – ТГПУ, ФП, 3 курс
2. Тулякова Алёна - ТГПУ, ФП, 3 курс
3. Левко Светлана - ТГПУ, ФП, 3 курс
4. Голота Александра - ТГПУ, ФП, 3 курс
5. Гамаюнова Оксана - ТГПУ, ФП, 2 курс
6. Дудла Елизавета - ТГПУ, ФП, 2 курс
7. Пожарская Светлана - ТГПУ, ФП, 2 курс
8. Козлова Анастасия - ТГПУ, ФП, 3 курс
9. Блохина Анастасия - закончила обучение в ТГПУ, ФП.
10. Архипова Мария – ТГПУ, ФП, 3 курс.
Девять человек работали тьюторами в школе, 1- в детском саду. С двумя детьми работали 4 тьютора. Каждый тьютор сопровождал ребенка с РАС дважды в неделю, находясь с ним в школе или детском саду полный день.
В связи с большой учебной нагрузкой и выполнением тьюторской деятельности, тьюторы не могли часто присутствовать на супервизиях. Поэтому мы огра-ничились ежемесячными супервизиями, но еженедельными отчетами тьюторов о текущей ситуации в школе (д/с) с выдачей рекомендаций, ответами на вопросы.
Все студенты, работающие тьюторами, отмечают важность такогосопрово-ждения их деятельности.
Вот их отзывы на вопрос «что помогало, а что мешало в работе тьютора?»:
- «…помогали советы специалистов Валеоцентра, мешала постоянная смена воспитателей в МБДОУ…»
- «помогли советы педагогов центра, хорошие отношения с родителями ребенка и учителями»
- « помогало обучение перед выходом в школу, мешала учеба и соревнования»
- «помогали, несомненно, супервизии, взаимодействие с учителями, работниками Валеоцентра. Единственной помехой был напряженный график в Университете» и т.д.

А вот выдержки из еженедельных отчетов:
- …
Среда (21 января) первые два урока прошли как обычно. А на урок математики Таня совсем не хотела. Как только прозвенел звонок, я попросила Таню приготовиться к уроку математики, Таня подбежала к столу, взяла карандаш и стала его грызть и говорить, что не хочет математику. Я начала успокаивать: «Посмотри, Таня, кто-нибудь плачет как ты? Нет! Все спокойно достают тетради». Таня успокоилась. А на уроке ИЗО мы рисовали петуха. У Тани не всё получалось и она обращалась ко мне за помощью. У нас получился отличный петух, за которого поставили 5. Мальчик Максим получил за петуха 4 и ему стало интересно, как нарисовала Таня. Петух ему понравился и он тоже похвалил Таню. На уроке труда мы лепили клубнику. Таня также обращалась ко мне за помощью и Максим постоянно на уроке оглядывался на Таню, как у неё получалась та или иная деталь, показывал, как он сделал.
Четверг (22 января) сегодня был очень насыщенный день. Как только Таня пришла, она сразу же попросила блокнот и стала в нём рисовать смешариков. Девочка Медина очень любит смешариков и её заинтересовало, что делает Таня, а потом она тоже попросила порисовать в моем блокноте и Таня ей разрешила. После урока физкультуры мы пошли и в игровую. Там мы собирали замок из конст-руктора. Саша собирала вместе с нами, но она случайно сломала окно, Таня за-кричала и ударила Сашу. Та обиделась и сказала, что больше не хочет дружить с Таней и ушла. Таня начала плакать и спрашивать, почему Саша так сказала. Я объяснила: «Так делать нехорошо. Саша ушла, потому что ты её ударила. Тебе бы понравилось, если бы тебя ударили? Нет!». Таня сказала, что я её обманываю, что я плохая и убежала в коридор. Там я предложила Тане извиниться перед Сашей, что после этого она её простит, и они снова будут играть вместе. Таня отка-залась и сказала, чтобы я уходила. Я сказала: «Ну, раз ты хочешь, чтобы я ушла, я уйду - и пошла собирать вещи. Пока, Таня!» - и начала уходить. Таня догнала меня и сказала, что не хочет, чтобы я уходила, я ей предложила вернуться в класс, т.к. прозвенел звонок. Мы вернулись, Таня попросила у Саши прощения. Потом Таня попросила прощения у меня и сказала, что совсем не считает меня плохой и не хочет, чтобы я уходила. На уроке чтения мы смотрели презентации про Л.Н.Толстого, класс вел себя очень плохо, все шумели, и Таня закрыла уши и легла на парту. Мальчик, Никита, который сидит впереди Тани, спросил почему Таня так делает. Я сказала: «Потому что вы себя очень плохо ведёте». А Никита сказал: «Нет. Потому что Таня глупая». Таня это услышала и ударила Никиту. Тот хотел её ударить в ответ, но я его остановила и сказала: «Что ты делаешь? Нельзя обзывать, а тем более бить девочек. Это не по-мужски!» «Она глупая» - повторил Никита. «Неправда! Таня совсем не глупая! Если бы она была глупая, я бы к ней не приходила, а мне с ней очень интересно! А ты не настоящий мужчина. Ведь знаешь, что Таня слабее и поэтому её обижаешь!». Никита молча отвернулся. А Таня переспросила меня, почему он назвал её глупой? Я ответила, что он невоспитанный мальчик, много не понимает». На уроке письма пришла медсестра делать прививки. Но не всем, а по списку. Таню медсестра не назвала. Но Таня всё равно очень испугалась и стала кричать, что не хочет делать прививку. Я начала Таню успокаивать, сказала, что ей не будут прививку делать и чтобы она успокаивалась. Таня переспросила: «Ты меня не обманываешь?» «А я тебя когда-нибудь обманывала?» - ответила я Тане. И после этого Таня успокоилась.
23 января (за декабрь). Сегодня было только два урока и после них мы по-ехали в театр. Таня неохотно решала примеры, говорила, что не хочет этого де-лать и не будет. А я всё время говорила, что если она не будет делать, в театр мы не поедем. Во время спектакля Таня начала переживать за героев и начала плакать. Я ей объяснила, что это всего лишь сказка, что переживать не стоит, ведь всё потом будет хорошо. Таня успокоилась. На обратном пути нам попался пере-полненный троллейбус, и мы ехали стоя. Таня начала плакать и говорить, что она устала. Я её успокаивала тем, что она не одна стоит, что стою я, учительница, и многие другие из класса. А затем начала рассказывать, чем занимаюсь в свобод-ное время и стала просить Таню рассказать, чтобы быстрее прошло время. Но тут объявили, что троллейбус идёт другим маршрутом и нам нужно выйти. Таня начала кричать, что хочет ехать на этом троллейбусе. Я пообещала что в другом троллейбусе мы будем сидеть, в другом будет лучше. Так и получилось.

18 мая (понедельник). Сегодня мы писали пробный диктант. Таня писала, только если я повторяла ей после слов учителя. Написала работу на 4/4. И хоть была не пятёрка, Таня всё равно была очень рада. Сегодня девочка Кира принес-ла резиночки, из которых плетут браслет. Весь класс занимался этим целый день. Когда пришла Таня, она тоже присоединилась к этому занятию. Я попросила мальчика Колю научить Таню плести браслетик. Коля не отказал, а Таня очень внимательно слушала его и волновалась, если совершала ошибки. На уроке ма-тематики мы выполняли задания отдельно от доски. Тане я читала задания, она их выполняла. Только на уроке чтения Таня никак не хотела заниматься, я разре-шила ей порисовать, но как только учительница просила Таню читать, я показы-вала в каком месте читает сейчас класс, Таня спокойно читала.
20 мая (среда) Сегодня Таня пришла в плохом, нерабочем настроении. Бы-ло очень трудно её уговорить работать. С большой неохотой Таня что-то писала. Итоговую контрольную писала хорошо, но прежде чем что-то ответить, спрашивала меня, правильно ли она думает. На перемене бегала по коридору, не обращая ни на кого внимания, но к концу дня успокоилась. А на уроке чтения выполня-ла всё, что говорила учительница и за это не раз получала похвалу.

19.12.14 (пятница). День начался с того, что Ирина сказала маме: «Мам, всё. Уходи. Я сегодня с Н, с тьютором». Мы не услышали звонок на первый урок. Ирина гуляла по коридору. Тут пришла учительница и сказал, что надо всем идти в класс, т.к. уже идёт урок. Ирина очень разозлилась и долго не могла успокоиться. Повторяла фразу: «Не было звонка, не было... Я его не слышала! Не было звонка, не было…». Еле удалось ввести в класс, усадить за парту. Я начала объяснять Ирине, что звонок был, просто мы его не услышали. Но раз учитель пришел, значит, урок уже идёт. И надо вести себя тише. А Ирина всё равно продолжала: «Не было звонка…я ненавижу звонок…не было его…». Учительница сказал, что если Ирина сейчас не успокоится, то может пойти прогуляться. Ирина: «Н-е-е-ет! Это плохая идея! Нет, не был звонка…». Потом я ей сказала: «Ирин, если ты не будешь говорить тише, нас просто выгонят и всё, давай, поговорим об этом на перемене». Я взяла Ирину за руку и сказал: «Посмотри на меня! Ирина! Уже урок. Нам надо продолжать заниматься. А то мы не успеем ничего сделать». Потом уже Ирина извинилась перед учительницей за громкий разговор. Через несколько ми-нут Ирина успокоилась и приступила к математике. На перемене я сказала: «Ирин, давай с тобой договоримся: если тебе будет что-то не нравиться, если тебя будет что-то беспокоить, просто скажи мне об этом. Только тихо скажи, чтобы никому не мешать. И если ты будешь нервничать, просто возьми меня за руку и сожми её и всё. Договорились!». Ирина: «Я постараюсь, Н! Я очень постараюсь!». В течение дня мы разговаривали с Ириной про Новый год, про её занятия музы-кой, про лошадей… В конце каждого урока Ирина подсчитывали ошибки. И в кон-це дня Ирина сказала: «Н, простите меня, что так говорила… Я правда не услы-шала звонок. Это моя ошибка. Простите. Я не должна была кричать». Я сказала: «Ирина, что ничего страшного не случилось, хорошо, что ты поняла, что мы просто не услышали звонок».
Для расширения и обогащения опыта тьюторского сопровождения,
12 декабря специально для тьюторов в рамках стажировки НП «Содействие» бы-ла организована поездка в Москву в гимназию № 1540, с целью знакомства с опытом организации тьюторского сопровождения в процессе инклюзивного обра-зования детей с РАС, обмена опытом с педагогогами-тьюторами.
Вот отзывы тьюторов о поездке:
«Поездка в Москву. Мне очень понравилась эта поездка. Она была очень познавательной и увлекательной. Было очень интересно познакомиться с опытом людей, которые уже давно занимаются интегрированным и инклюзивным обуче-нием. Это было мне интересно даже больше не только со стороны тьюторства, а со стороны будущей профессии. Мне показалось очень интересной система обу-чения в этой школе, то как они распределяют детей на разные предметы. Также показалось важным то, что в распределении детей он обращают внимание боль-ше на совместимость ребенка с учителем (я считаю это очень важным).»

«Относительно тьюторства в школе, которую мы посетили, у меня остались смешанные чувства. Так как их система, при которой тьюторов двое на все клас-сы, показалась мне не совсем правильной. Получается, что после каждого урока они спешат в другой класс и на перемене не занимаются активно с этими деть-ми… Мне кажется, что этому тоже стоит уделить внимание.»

«Мне очень понравилась поездка в Москву. Я очень рада, что случилась такая возможность познакомиться с инклюзивной школой, поговорить с более опытным тьютором. Ещё больше убедилась, что чем я занимаюсь не бесполезно. То, что нам рассказали преподаватели ещё больше мотивирует заниматься тью-торством дальше. Ведь то, что получится в итоге - бесценно.» .
Таким образом, дети с РАС, благодаря тьюторскому сопровождению, смогли успешно освоиться в детском саду и начальных классах школы, а также продолжить обучение в средних классах общеобразовательной школы.
Все студенты отмечают несомненное влияние опыта тьюторского сопровождения детей с РАС для их профессионального становления:
- «Такой опыт, безусловно, необходим и в данном случае приобретается такой опыт, какой нельзя получить в ВУЗе»
- «Опыт, который я приобрела, работая тьютором, важен со стороны будущей специальности, т.е. профессиональной подготовки»
- «Данный опыт помог мне понять желание работать по специальности. Такой опыт необходим студентам для собственного самоопределения»
- «Опыт очень нужен, т.к. это возможность непосредственного взаимодействия с ребенком с РАС. Опыт помог более целостно воспринять изучаемый в ВУЗе материал относительно детей с РАС»
По итогам 2014-2015 учебного года можно сказать, что в целом состоялось как результативное и успешное сопровождение инклюзивного обучения детей с РАС у 8 тьюторов, у двух тьюторов были большие трудности, их опыт нельзя считать успешным.

← в обзор практической деятельности


На главную

© НП «СоДействие», 2014-2023
v.  0.9.8