На главную


Ассоциация «СоДействие»


О партнерстве

Ранняя помощь

Практическая деятельность

Проекты

Профессиональное совершенствование

Сотрудничество

Методические и информационные разработки

Работа логопеда по развитию коммуникации и речи у детей раннего возраста в лекотеке

Соловьева Жанна Анатольевна, заведующая отделением лечебной педагогики ЦПМСС «Валеоцентр», логопед, член правления Некоммерческого партнерства «Содействие»

В 2014-15 гг в рамках проекта НП «Содействи» «Развитие ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Туле» я проводила занятия с детьми по развитию речи и коммуникативных навыков. Занятия посещали 2 ребенка с задержкой речевого развития трехлетнего возраста и 2 ребенка с РАС - 2,5 и 3 лет, которые получали помощь в лекотеке на базе ЦПМСС «Валеоцентр» по программе НП «Содействие».
Занятия проводились еженедельно с участием родителей. За этот период было проведено 98 индивидуальных занятия. В результате проведенной работы все дети показали динамику в развитии – все трое начали активно пользоваться экспрессивной речью. У одного ребенка с РАС появились отдельные слова, иногда мальчик словом выражает желаемое.
Трое родителей получили 7 консультаций по развитию речи детей, эффективных методах и приемах стимулирующих речевое развитие детей.
Участие в еженедельных консилиумах специалистов позволяло осуществлять единые подходы в работе с детьми раннего возраста, искать эффективные методы и приемы в работе с маленькими детьми с особенностями развития. На занятия по ранней помощи были включены 30 детей, организованы 5 групп коррекционно-развивающей работы. Дети посещали и индивидуальные занятия по сенсомоторной коррекции, игровой терапии, развитию речи и навыков коммуникации. Работали 2 родительские группы по программам "Ранняя пташка", "Зрелое родительство".
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Когда маленький ребенок приходит на занятие, для меня важно установить с ним эмоциональный контакт, заинтересовать его игрушкой или игрой, побудить подражать взрослому движениям, действиям, словам; вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации по отношению к занятиям.
Развитие и обучение маленького ребенка проходит в игре. Прежде всего — игры на развитие подражания. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека. Включаю игры по развитию у малыша слухового восприятия и дыхания, внимания, памяти.
Ребенок 2-3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре. На занятиях я использую знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой — дети видели машины на улице. Я, озвучивая как едет машина, заправляется, выгружает грузы и т.д., побуждаю ребенка к повторению звуков. Кормим животных, кукол, строим дорожки, домики все действия эмоционально озвучивая. Подбираю материал доступный и интересный для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания производя постепенно, от занятия к занятию (реализуя принцип «от простого к сложному»). В свои занятия я включаю несколько разноплановых игр, что позволяет дольше удерживать интерес и внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия.
Помимо интересного игрового сюжета, основанного на практическом опыте ребенка, в логопедических играх использую специальные приемы работы: паузы в речи педагога, использование жестов, договаривание ребенком слов и фраз и др.
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Я беру на себя активную роль: веду ребенка за собой — объясняю и показываю, задаю вопросы и сама же на них отвечаю, предлагая ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом использую многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание. Кроме этого, обязательно поощряю любое проявление ребенком активности, хвалю его, радуюсь успехам, побуждая к новым попыткам говорить.
С детьми говорю простыми словами и фразами, давая только образцы правильной речи, показывая четкую артикуляцию должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.
Чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях. Для этого я привлекаю на занятия родителей, которые в дальнейшем закрепляют и активизируют речь и знания детей.
Два ребенка с РАС 1 раз в неделю посещали занятия по развитию речи. Работа с детьми с РАС имеет свою специфику.
Самым первым и важным этапом в работе с ребенком с РАС является установление эмоционального контакта. Я строю занятия исходя из интересов ребенка, ищу возможные формы взаимодействия, точки соприкосновения.
Эмоциональное использование потешек, пальчиковых игр «Апельсин», «Гули - гули», «Водичка», «Самолет» и др., а так же детские песенки из логоритмики, стихотворные тексты помогали развивать у детей подражание.
Учила детей выполнять простые инструкции «сядь», «дай», «возьми», «положи» (если ребенок не выполняет). Используется их подкрепление на начальном этапе поощрением и обязательно положительной эмоцией. В качестве стимульного материала использовала свечку, мыльные пузыри, вкладыши, игрушки.
Постепенно начинала формировать стереотип занятия с применением визуального расписания, что помогало в дальнейшем ребенку легче включаться в задания и чувствовать себя спокойнее.
Учила узнавать плоскостное изображение предмета и соотносить его с реальным предметом. Например: ложку кладем на изображение ложки, тарелочку на изображение тарелочки и т. д. После того, как ребенок научился соотносить реальный предмет с картинкой, учила его соотносить картинку с картинкой (игра лото). Для лучшего восприятия плоскостного изображения предметов использовала разрезные картинки и складывание в нужной последовательности.
Как только ребенок научился играть в лото, знакомила ребенка с формой, цветом (сначала по типу лото, а потом просим дать, показать); формировала у него обобщающие понятия по темам: «Еда», «Посуда», «Мебель», «Одежда». Картинки по темам родителями наклеиваются в альбоме по типу лото. В связи с конкретным восприятием объектов, на один предмет подбирали 4 – 5 разных изображений. Например: к картинке тарелка подбирались еще и глубокая, мелкая, тарелка с узорами, давая понять ребенку, что это тоже тарелки, и они бывают разные. На этом этапе у ребенка появляется несколько рабочих альбомов. Это альбом цвета, формы; альбом темы. Так изучаемый материал для детей становится более упорядоченным. В дальнейшем они их многократно просматривают, перелистывают, называют отдельные звуки или слова.
На этом этапе постепенно включаю в занятия: артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на развитие воздушной струи. Побуждаю к повторению отдельных звуков, начиная вызывать первый звук «А». Как только ребенок начинает произносить звук, начинаю его эмоционально обыгрывать – пропевать, издавать звуковые восклицания и т.д. например, «Ах как здорово!» и т.д. Высадив зверюшек вряд, мы можем покормить их, проговаривая «Ам, Ам. Ах,как вкусно!» Вместе со звуком знакомлю малыша с буквой А.
С целью растормаживания активной речи знакомила ребенка с буквами. На начальном этапе это гласные: А, О, И, У, Ы, Я. В альбоме (добавляется еще один альбом в работу) ребенка на одной странице вверху пишем букву (А) и рисуем 5 – 6 картинок, где данный звук выделен в начале слова (автобус, ананас, апельсин, арбуз, аист). Под картинкой печатными буквами пишется слово, выделяя первую букву. Такие же слова изготавливаются на отдельных карточках, и ребенок учится их накладывать на слова под картинкой. (Здесь ребенок знакомится не только с буквой, но и постепенно овладевает понятием слова, глобальным чтением; понятием, что каждый предмет имеет свое название).
Знакомя детей с буквами, не ставится цель научить детей читать, а дать ребенку символ, возможность увидеть, потрогать, то, что произносим. Даже ели звук не идет (например, при позднем начале обучения), ребенок познакомившись с буквами и овладев чтением, может использовать буквы для коммуникации.
После того, как ребенок начал произносить гласные звуки, начинаю работу над произнесением согласных. Артикуляторные уклады формируются в зависимости от готовности ребенка к произнесению того или иного звука, от наличия у ребенка спонтанных вокализаций. Произнесение звука отрабатывается изолированно, затем в слогах в игре лото, далее включаю звук в слова (ребенок договаривает звук или слог), побуждая ребенка назвать слово самому.
Когда у ребенка появилась номинативная функция, приступаю к формированию простого предложения, побуждая выражать желаемое фразой.
На протяжении всей работы с ребенком с РАС основной целью ставлю развитие навыков взаимодействия и коммуникации к чему активно привлекаю и родителей, обсуждая различные приемы, например: Желание получить трудно доступные предметы, будет побуждать ребенка обращаться к Вам за помощью. Если ребенок сам не высказывает просьбы, вы можете предложить ему повторить за вами слово «дай» или повторить жест, выражающий просьбу. (Способ общения с вами будет зависеть от возможностей вашего ребенка).
Подкрепление любых, даже очень слабых попыток общения, что помогает увеличивать количество и каждый раз улучшать качество коммуникации. Развитие общения в разных видах деятельности (в игре, рисовании, учебе и т.д.). Важно учить ребенка переносить формирующиеся умения и навыки из одной социальной ситуации в другую (например, здороваемся везде). Эффективность формирования коммуникативных навыков - использование естественно возникающих ситуации.

← в обзор практической деятельности


На главную

© НП «СоДействие», 2014-2024
v.  0.9.8