На главную


Некоммерческое партнерство «СоДействие»


О партнерстве

Новости

Практическая деятельность

Семинары

Проекты

Профессиональное совершенствование
Сотрудничество

Работа по реализации проекта «Вместе со всеми: поддержка детей с особенностями развития в процессе обучения и социализации»

Панферова Ольга Валерьевна, заместитель председателя правления НП «Содействие», методист ЦПМСС «Валеоцентр», руководитель городской творческой лаборатории инклюзивного образования при управлении образования администрации г.Тулы

В 2014-15 году была продолжена работа по реализации совместной программы НП «Содействие» и ЦПМСС «Валеоцентр» становления в г.Туле инклюзивного образования детей с ОВЗ , осуществляемой при поддержке Фонда помощи детям «Обнаженные сердца». В этом году осуществлялся третий проект в этом направлении – «Вместе со всеми: поддержка детей с особенностями развития в процессе обучения и социализации».
В рамках работы по проекту осуществлялось взаимодействие с тульскими вузами; были организованы просветительские, проблемные круглые столы с участие педагогов инклюзивной практики и специалистов сопровождения, родители детей с ОВЗ; был организован, проработан методически и проведен городской смотр творческих работ «Мой мир» - раскрытие одаренности детей в индивидуальной и совместной деятельности в процессе инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях г.Тулы».

Работа с вузами, консультации, супервизии
В 2014-15 гг. была проведена ориентирующая, просветительская и консультативная работа с преподавателями и студентами тульских вузов по проблеме социализации и психического развития детей с расстройствами аутистического спектра.
- Организация встречи специалистов по проблематике РАС со студентами и преподавательским составом факультета Психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого.
- Проведение консультаций по организации педагогической практики студентов в инклюзивных образовательных организациях, по проблематике подготовки тьюторов.
- Подбор и организация практики студентов-тьюторов (10 человек) в образовательных организациях по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивном процессе и студентов – волонтеров (7 человек) для организации работы интегрированных игровых площадок.
- Для отражения этапов прохождения волонтерской практики и обучения, для формирования мотивации студентов на продолжение сотрудничества в рамках партнерства были подготовлены личные волонтерские книжки.




Организация круглых столов участников инклюзивного образования
В 2014-15 гг.были проведены круглые столы, в которых приняли участие педагоги-сопровождения, заместители директоров образовательных организаций, родители и учителя, вовлеченные в становление инклюзивной практики в образовательном пространстве области.
Тематика круглых столов определялась в ходе обсуждения актуальных проблем педагогической практики. Участников встреч интересовали различные аспекты организации работы службы сопровождения, ранней помощи детям, лекотек, определения и создания специальных условий для обучения особых детей в школе, организации профориентационной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Особого внимания и действенного участия заслуживает психологическая и методическая неготовность педагогов к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Проблемы становления толерантности, терпимого отношения, создания принимающей среды свойственны всей системе сопровождения «особого» ребенка в образовательной организации.


В ходе свободной дискуссии участники представляли коллегам свой опыт, делились соображениями, обращали внимание на возможные перспективные направления деятельности по созданию в образовательных организациях специальных образовательных условий для детей разного возраста, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья.
На последующих встречах проведен обзор и обсуждение особенностей поведения детей с расстройствами аутистического спектра и формирования у них учебной деятельности. Поднимались вопросы создания для наилучшего развития детей ситуаций успеха, готовность педагогов к принятию детей с ОВЗ, финансовые проблемы школы, архитектурные условия, тьюторская деятельность, профессиональная компетентность, проблемы обученности, готовности педагогов к приходу в школы детей с ОВЗ. Родительские установки в отношении детей с ОВЗ, принятие ребенка в различных ситуациях.
Участников встреч интересовали также различные аспекты написания адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Были даны методические рекомендации по написанию АОП и разъяснения о различии адаптированной основной образовательной программы общего образования и адаптированной образовательной программы.Был проведен практикум по проектированию адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных классах школ. Показаны возможности организации сетевого взаимодействия в организации индивидуальной образовательной траектории школьника с ограниченными возможностями здоровья и индивидуального образовательного маршрута внутри образовательной организации.
Особого внимания и действенного участия заслуживает, по мнению всех собравшихся, психологическая и методическая неготовность педагогов к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Проблемы взаимодействия участников и разработчиков программы, ответственности и участия родителей ребенка с ОВЗ, адаптации и разработки методических и учебных материалов являются, по мнению собравшихся, актуальными и существенными для современного состояния педагогической практики.


В рамках тематических встреч был проведен практикум по проектированию адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных классах школ. Были приведены конкретные примеры вхождения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы.
В ходе свободной дискуссии каждый участник представил свою точку зрения и методические соображения по позициям алгоритма написания программы. Было высказано мнение о необходимости сотрудничества и взаимодействия со специалистами дефектологами, логопедами и специальными психологами по острым вопросам психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ как на этапе создания, так и оценки динамики обучения по адаптированной образовательной программе, необходимости компетентного и действенного функционирования ПМПк. Наиболее горячие споры вызвали вопросы оценивания и аттестации детей с ОВЗ.

Отработка методики ежегодного конкурса


В анализируемый период был проведен Смотр творческих работ «Мой мир» - раскрытие одаренности детей в индивидуальной и совместной деятельности в процессе инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях г.Тулы.
Смотр творческих работ «Мой мир» - раскрытие одаренности детей в индивидуальной и совместной деятельности в процессе инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях г.Тулы был организован в соответствии с планом реализации муниципального проекта «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях г.Тулы» в 2014-15 учебном году в городской системе образования. В этом году он был проведен его в третий раз.
Точкой отсчета стало преодоление изолированности детей с ограниченными возможностями здоровья от сверстников. Индивидуальная и совместная деятельность особых детей со сверстниками позволяет справляться им, в том числе, с трудностями в различных сферах жизни.
Обучение в среде сверстников, взаимодействие с ними, индивидуальный подход, адаптивная образовательная среда, разнообразная социокультурная реабилитация, погружение в созидательную, творческую атмосферу, предоставление простора для самореализации формируют доверие к окружающему миру, веру в себя, побуждают к экспериментированию, раскрытию своих возможностей, развитию способностей.
Основной идеей Смотра остается выявление одаренных детей с особенностями (нарушениями) развития – учащихся общеобразовательных и воспитанников учреждений дополнительного образования г.Тулы; демонстрация возможностей совместной деятельности особых детей и детей без ограничения в здоровье; исследование своеобразия возможностей и сфер достижения успеха; анализ вклада и значения подходов и технологий инклюзивного образования в творческую самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие толерантности и дружественной принимающей среды. Огромную роль в становлении самого ребенка, помощи в раскрытии его мира, полного душевного тепла и замечательных открытий играют педагоги. Они создают не только условия для индивидуального развития детей с ограниченными возможностями, но и принимающую дружественную среду, в которой ребенок вместе со сверстниками чувствует себя значимой частью общего мира – мира радости, знаний, побед. Ведь творческий опыт не является размышлением над собственным несовершенством, это – обращенность к преображению окружения. Творческий человек более устойчив в меняющейся жизни.
Для участия в смотре были приглашены учащиеся общеобразовательных учреждений - дети с ограниченными возможностями здоровья и дети–инвалиды. В адрес организаторов смотра были присланы творческие работы по теме «Мой мир», портфолио, презентации, личные истории успеха, раскрывающие своеобразие внутреннего наполнения картины мира ребенка.
Бердяев Н.А. писал: «Под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа». Творчество всегда индивидуально, зависит от мироощущения человека, сравнивать достижения детей нам показалось невозможным. Мы хотим отметить разнообразие и направлений дарований, и возраста наших участников. Дети иллюстрируют книги, наполняя их своим светом и теплом, как Рыкалина Дарья из 1 класса 53 школы. Создают собственные произведения, вкладывая в них свой смысл и душу, чувства, учатся терпению, доброте, внимательному отношению к другим, как Шарикова Полина из 41 школы. Учатся игре на музыкальных инструментах, преодолевая сложности прорыва в мир цвета, света, звуков и чувств, как Шаляпин Леонид. Вышивают, согревая теплом обычные вещи, окружающие их в повседневной жизни, как Янтикова Мария из 8б класса 54 школы. Даже то, что другим кажется несложным, для детей с особенностями может являться серьезным делом, а результат - сопоставимым с достижением. Горовой Никита, Жуков Егор, Чистилин Олег умеют так лепить, складывать оригами, раскрашивать, скакать на лошади, что их увлеченность и радость постижения становятся ориентиром и образцом для других детей. Преодолевать страх, верить в себя, добиваться успеха – то, чему они учатся сами и учат нас.
Смотр проводился с 27 февраля 2015 года по 27 марта 2015 года. Заключительное мероприятие по награждению участников Смотра и их педагогов состоялось 30 марта 2015года.
Презентация творческих работ участников Смотра размещена на Сайте Партнерства «Содействие»

Организация церемонии награждения номинантов
Церемония награждения участников Смотра, детей и педагогов, была организована и проведена в Доме детского творчества Зареченского района г. Тулы. На церемонию были приглашены дети – участники смотра с родителями и педагоги, принявшие активное участие в поддержке и продвижении творческих начинаний ребят. Дети и педагоги были отмечены грамотами и благодарственными письмами.
По итогам смотра участникам были вручены памятные подарки: художественные и энциклопедические издания, подобранные с учетом зоны наибольшего интереса и увлеченности ребенка и педагога. Всего в Смотре этого года отмечены 18 участников, детей с ОВЗ, и 18 педагогов.



Анализ, публикации, методические разработки
Участие в конференциях с сообщениями о месте и роли сетевого взаимодействия в оказании профессиональной помощи детям с особенностями развития.
Всероссийская научно-практическая конференция «Дошкольное детство: Доступность и качество образования в условиях стандартизации». Тула, 29-30 января 2015г. Статья. «Структура психологического сопровождения детей как основа сетевого взаимодействия в образовательном пространстве региона».
Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы» Москва, 24-26 июня 2015г. Статья. «Сетевое взаимодействие как условие становления инклюзивного образования».
Методические разработки: «Методика написания адаптированной образовательной программы». «Методика организации и проведения Смотра детской одаренности».

← в обзор практической деятельности


На главную

© НП «СоДействие», 2014-2018
v.  0.9.8