На главную


Некоммерческое партнерство «СоДействие»


О партнерстве

Новости

Практическая деятельность

Семинары

Проекты

Профессиональное совершенствование
Сотрудничество

Современное понимание аутизма

Соловьева Жанна Анатольевна, заведующая отделением лечебной педагогики ЦПМСС «Валеоцентр», логопед, член правления Некоммерческого партнерства «Содействие»

Сегодня считается, что РАС у детей встречается чаще, чем синдром Дауна, церебральный паралич и онкологические заболевания вместе взятые. Во всем мире сегодня живет более 67 млн людей с аутизмом. По данным известной международной организации Autism Speaks ("Аутизм говорит"), занимающейся исследованием аутизма, в США уже каждый 88-й ребенок рождается с таким диагнозом, и эта пропорция, скорее всего, сохраняется и для всего остального мира. В Китае диагностика аутизма растет на 20% каждый год, а в Южной Корее каждый 68-й ребенок имеет расстройство аутистического спектра. В России данных о распространении аутизма нет: серьезных исследований не проводилось, а о самом заболевании заговорили лишь несколько лет назад.
Сегодня исследователи и клиницисты сходятся во мнении, что РАС — это не разновидность психического заболевания, а нарушение развития. Конкретная причина развития аутизма пока до конца не известна, однако есть исследования, которые говорят, что в основе данного расстройства лежат генетические механизмы, которые приводят к нарушениям работы центральной нервной системы.
Общим для РАС является комплекс симптомов, который называется «триадой аутизма»:
- нарушения социального взаимодействия;
- недостаток вербальной и невербальной коммуникации;
- ограниченный круг интересов и поведения.
У мальчиков это состояние встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек.
Диагноз РАС должен быть поставлен как можно раньше. Согласно современным международным стандартам, этот диагноз должен быть установлен в возрастном промежутке 18 месяцев — 2 года. При постановке диагноза необходимо использовать комплексный подход с участием специалистов различного профиля - врачи, психологи, педагоги. Важна информация, полученная от родителей, и история развития малыша.
Раннее выявление дает возможность достаточно рано начать комплексную программу помощи, помочь родителям лучше понимать своего ребенка, а малышу — эффективнее учиться и лучше адаптироваться в социуме. Такие дети могут и должны учиться в школе. Конечно, они разные: кому-то достаточно инклюзивного образования, с кем-то тяжелее, ему нужно специальное образование. И так во всем мире происходит.
«Волшебной» таблетки, которая излечивает от аутизма, нет. Тем не менее, существуют медикаменты, которые могут быть полезными при лечении сопутствующих аутизму поведенческих проблем. Например, могут быть эффективны препараты, которые помогают бороться с депрессией, регулировать настроение, снижают частоту проявления нежелательного поведения.
От аутизма нельзя полностью исцелиться. Можно адаптироваться и справиться с трудностями, которые возникают при этом состоянии, но полностью избавиться от аутистических особенностей, к сожалению, нельзя. Однако есть способы помочь людям с аутизмом избавиться от некоторых симптомов, приспособиться к жизни в обществе, жить полноценно и счастливо. Исследования многих лет по данной проблеме показали, что наиболее эффективным «лечением» аутизма является строго структурированная программа обучения, которая должна быть индивидуализирована для каждого ребенка, в зависимости от его конкретных нужд. При правильном обучении у людей с аутизмом повышается адаптация в обществе, чем раньше начнется коррекционная работа с ними, тем больше шансов на хороший исход.

← в обзор практической деятельности


На главную

© НП «СоДействие», 2014-2018
v.  0.9.8