На главную


Ассоциация «СоДействие»


О партнерстве

Новости Практическая деятельность

Проекты

Профессиональное совершенствование

Сотрудничество

Методические и информационные разработки

Работа по подготовке и сопровождению тьюторов

Профессиональная и организационная деятельность по подготовке и сопровождению работы тьюторов для детей с РАС в школах и детских садах проводится четвертый год педагогом-психологом Овчинниковой М.Р.с коллегами в рамках совместных проектов с Фондом помощи детям «Обнаженные сердца», третий год – под эгидой НП «Содействие».Тьюторы подбираются из числа заинтересованных студентов старших курсов факультета психологии ТГПУ им.Толстого, проходят интенсивную профессиональную подготовку опытными специалистами и работают по договорам возмездного оказания услуг НП «Содействие» под руководством ведущих специалистов по работе с детьми с РАС в процессе их обучения.

В 2015-2016 было подготовлено 10 тьюторов (студентов старших курсов психологического факультета Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого).
Подготовка осуществлялась в рамках 5-дневного тренинга. Затем тьюторы вышли на свои рабочие места в школы и детский сады:
Ежемесячно с тьюторами проводились супервизиии, где разбирались актуальные вопросы взаимодействия тьюторов в школе с детьми, педагогами, родителями.
Еженедельно тьюторы присылали отчёты, где они подробно описывали происходящее в школе, и тем самым можно было помочь тьютору в его затруднении, поддержать инициативу. По результатам анализа затруднений на основании отчетов тьюторов возникла необходимость в дополнительной подготовке 2-х тьюторов методу написания социальных историй и их внедрение в практику.

Из отчетов:
Мне социальные истории очень помогли сегодня. Но они у меня были импровизированные без картинок, тем не менее, это очень помогло.
2. Математика. Контрольная. Контрольная по математике. Эти два страшных слова в одном предложении. Я думала как бы мне сделать так, чтобы Тая все сделала и не развернула истерику, не злилась . Тогда я взяла листочек, на котором написала "Когда на уроке контрольная, я сижу решаю задачи и примеры —> потому что я знаю, что наступит перемена и я буду отдыхать". Показала листочек Тае, мы проговорили его содержание, в результате она мне говорит: "хорошо". В итоге всю математику просидела замечательно, сделала все задания, ни от одного не отказалась, умница.
3. Английский язык. Тае переодически сложно регулировать громкость своего голоса, когда она пытается мне что-нибудь сказать на уроке. Тогда учитель это воспринимает как шум и сердится. Для того, чтобы помочь Тае на уроке написала на листочке: "на уроке английского я веду себя хорошо, делаю все задания —> после уроков пойду на чаепитие". Тая делала все задания, но регулировать громкость своих высказываний не смогла. Я написала "я веду себя тихо —> и получаю печеньку в конце урока". Как она пыталась сдерживать себя! Это было очень заметно. Но тем не менее, под конец урока она устала вести себя хорошо, поэтому встала. Ей учитель говорит: "Почему ты встала?". "Можно в туалет?". Я пошла с нею. Когда Тая вышла, я ей говорю: "Давай договоримся не вставать на уроке без спроса. Если ты хочешь в туалет, сначала скажи мне, а потом попроси у учителя выйти". "Хорошо".



Благодаря работе тьютора в детском саду с Юлией удалось преодолеть агрессивное поведение девочки, её стали понимать педагоги и принимать дети в группе. Перемены в поведении девочки оказали решающее влияние на понимание родителями особенностей своего ребенка, в также в выборе школьного учреждения для своего ребенка.

Из отчётов:
В начале года:
После завтрака Юля села за стол и ждала занятия. Я пообещала ей, что после занятия мы пойдем играть на коврик. На занятиях ей раздали карандаши и лист с заданиями. я отодвинула его для индивидуального задания, но руки Юли так и тянулись к ним. После мы пошли на музыкальное занятие. Мы с Юлей сидели в стороне и смотрели, как дети танцевали. Если Юлю в актовом зале пустить к детям, она начинает бегать и ломать все на своем пути, не умея общаться. Так что пока приходится сидеть с ней на стуле. Она не танцует и не ходит на физзарядку вообще. Юля в этот день много убегала от меня и кидала игрушки. Перед прогулкой она захотела взять игрушку на улицу, я ей сказала, что игрушки не разрешают брать с собой. Она заплакала, и воспитательница дала ей игрушку. На улице мы просто стояли в стороне и играли отдельно от всех детей, т.к.лопаткой она всех бьет, формочки и ведерочки кидает, а если отпустить ее, то она сразу садится в снег. С нею очень трудно на прогулке.
В конце года:
Сегодня Юлю привели пораньше, я пришла, а она уже была в группе. Я спросила у воспитателя, как она себя ведет, ничего не произошло, пока меня не было? Она сказала, что Юля вела себя хорошо, просто играла, что она молодец. У них была сегодня репетиция перед праздником для мам. В четверг у них будет праздник к 8 марта. Меня попросили сделать на компьютере надпись и распечатать. Я сидела за компьютером, а Юля за столом играла в домик. Потом она устала и легла на диван. Потом мы пошли на репетицию. Я отпустила ее одну в хоровод вокруг Весны. Она водила хоровод с детьми за руки. Была умницей, не убегала никуда и не баловалась.





В работе другого тьютора на первый план вышли особенности подросткового возраста, отношения с мальчиками, и было очень непросто способствовать освоению подростком конструктивных стратегий поведения. Этого удалось в некоторой мере достичь с помощью социальных историй. Тьютор объясняла Арине происходящее в классе взаимодействие учеников и помогала делать правильный выбор в поведении.







Или вот из другого отчёта:
На этой неделе инцидентов со сверстниками не было. Но я все чаще замечаю, что Артем больше тянется к пакостникам из класса. Например, ребята начинают дурачиться, "бороться" в шутку, Артем как бы начинает лезть и разнимать. Пришел в класс новый мальчик (практически одновременно со мной), он плохо учится и плохо себя ведет по отношению к учителям. Два озорника из класса любят дурачиться. Когда они дурачатся, этот новенький мальчик начинает подначивать Артема: "Бей,бей Глеба...Он двоечник...", Артем как бы начинает то разнимать их, то просто намахиваться (но все это происходит с улыбкой...Артему как бы нравится это все). Подскажите мне, пожалуйста как мне поступить в этой ситуации...мне ничего в голову не приходит как ответить этому новенькому "Не трогай Артема. Он тебя не трогает" )))) но мне кажется это не совсем правильно....
На уроке английского языка, когда все работают с текстом (читают, переводят), Артем занимается своими делами - выписывает слова из учебника в тетрадь и не обращает внимания на замечания учителя...Учитель (он же кл.руководитель) подходила с претензиями: "Вы видите ?? Вы видите, что он делает?". Я поговорила с Артемом и объяснила, что нужно слушать учителя и т.д. Он хорошо воспринял замечания )))

В работе других тьюторов актуальными были помощь в понимании фронтальной инструкции, организация поведения ученика на уроке, в столовой, на перемене, а также помощь в стрессовых и конфликтных ситуациях.
Из отчёта:
5 апреля. перед уроком изодеятельности Ваня сказал, что не будет рисовать, т.к дома забыл фломастеры. А учитель сказала, что сегодня рисуем только фломастерами. И тогда я Ване предложила свои. Тема урока "Буквы необычной формы". Ваня не знал, как рисовать. Долго думал, сидел, так и ничего не придумал. Потом я сказала ему: давай вместе попробуем на черновике нарисовать, а ты потом также нарисуешь в альбоме. Сначала Ваня отказался, но я все равно настояла на своем. я нарисовала одну смешную буку. Ване она очень понравилась, и он начал ее перерисовывать в альбом. Другую букву я начала, а Ваня продолжил, и снова перерисовал в альбом. Затем он их раскрасил, и получил 5. На уроке русского языка Ваня активно работал первые 15 минут. Затем он лег на парту и сказал, что устал. В это время была небольшая самостоятельная работа, Ваню я никак раскачать не могла. Тогда записала 3 предложения, которые продиктовала учительница, подняла Ваню с парты со словами: "Отдохнул? а теперь давай поработаем! у нас самостоятельная работа!" Ваня с неохотой взял ручку, но все равно начал записывать, что я продиктовала. затем мы выполнили грамматический разбор слов. и приступили к упражнению. Ваня делал упреждение долго, но выполнил все задания. на уроке литературы было чтение по ролям. Ване тоже дали роль. он следил за репликами других учеников, читал свою. но как только его роль закончилась, он перестал следить, и до конца урока его трудно было заставить следить за тем, как читают другие. тогда я разрешила не следить, а слушать как читают другие. так и сделали, но периодически я задавала Ване вопрос, слушает ли он, и о чем сейчас прочитали его одноклассники. Сегодня на уроке математики очень старался, решал номера почти все самостоятельно без доски. я лишь говорила, что делать дальше, а если он ошибался, просила еще раз проверить пример, потому что там ошибка. Последнюю задачу Ваня не знал как решить, я предложила помочь решить ее, он отказался. Тогда я предложила немножко отдохнуть, подождать доску, посмотреть за ходом решения одноклассников. Ваня согласился, немного полежал на парте, затем вместе с доской решил задачу. Перед уроком физкультуры нужно было переодеться и спуститься в спортзал, но Ваня отказывался, тогда я сказала ему: "Вань, остался последний урок, давай еще постараешься, и пойдешь домой отдыхать." После этих слов Ваня взял спортивную одежду и пошел переодеваться, он делал это очень долго, но к звонку успел.



9 марта. История. Урок начался с опроса домашнего задания. Ваня с большим трудом включился в него. Устный опрос длился почти больше половины урока, и Ваня очень устал слушать класс. Я разрешила Ване прилечь на парту на 5 минут, при условии, что он будет все слушать, и мы засекли вместе время. Как только прошло пять минут, Ваня сам встал и ответил на вопрос учителя. После опроса домашнего задания было задано прочитать параграф. Я повторила Ване задание, и он открыл нужную страницу. На следующий урок Ваня переключился сам: записал число, выполнил нужный номер. Через некоторое время сказал: «Я устал, больше ничего делать не буду». Я дала Ване отдохнуть 2 минуты, и начали работать дальше. Как только прозвенел звонок, Ваня вскочил и побежал в столовую, вскоре он заметил, что все ребята еще в классе, и вернулся за ними. Потом вместе со всеми отправился в столовую. Сегодня на уроке английского языка Ваня работал очень вяло. Учитель устно опрашивала класс. Первые пару минут Ваня очень внимательно слушал, и ответил на один вопрос. Затем он лег на парту и сказал: «устал!». И я сказала: «Ваня, урок только начался, несколько минут назад была перемена, за это время ты не мог устать, давай работать» Он встал и до конца урока больше не ложился на парту, только частенько выключался. На последних уроках Ваня работал очень активно, и с настроением. Я почти не делала ему замечаний, но иногда подстегивала.

15 марта. Урок изо. Не хотел работать совсем, пришел очень раздражительный. Кричал на меня, говорил, что я его достала, что он очень устал. Я взяла Ваню за руку и сказала: «Ваня, кричать не стоит, я ничего не воспринимаю, когда кричат, если тебе что-то не нравится, попробуй не кричать, а сказать спокойно и тебя все услышат!» Ваня повторил, что устал, но уже спокойно. Тогда я ответила: «Давай полежи 2 минуты, отдохни!» Как только прошли 2 минуты я сказала: «отдохнул, теперь пора работать!» Ваня открыл альбом, краски, взял карандаш, спросил, что нужно рисовать. Была свободная тема. Ваня посидел, подумал, потом закрыл альбом и сказал: «Я не знаю, что нарисовать». Я предложила ему вместе придумать тему, после этого начала перечислять различные варианты, Ваня отказывался ото всего. Вскоре я сказала: «Ваня, посмотри в окно, какая замечательная погода! А давай нарисуем весну!» Он посмотрел внимательно, взял карандаш и начал рисовать. В конце учительница похвалила Ваню и поставила ему 5. На перемене вместе привели рабочее место в порядок: вытерли парту, приготовились к уроку. На уроке литературы переписывали сочинение, которое готовили дома. Ваня весь урок старался. Писал быстро, но аккуратно. Он закончил раньше всех, и я предложила ему показать работу учителю и спросить, можно ли ему отдохнуть. Так и сделали, с разрешения учительницы, я позволила Ване поиграть в телефон на уроке. Так же хорошо работал на уроке русского языка, но иногда выключался. Уроки математики прошли менее успешно, очень часто Ваня говорил, что устал и ложился на парту.

Таким образом, благодаря тьюторскому сопровождению дети с РАС могут успешно учиться в школе, и появляется уникальная возможность формировать ценные навыки межличностных отношений в естественных условиях, создавая все необходимые условия для эффективного общения ученика с РАС с его одноклассниками.

← в обзор практической деятельности


На главную

© НП «СоДействие», 2014-2023
v.  0.9.8