|
|
|
Некоммерческое партнерство детских психологов и коррекционных педагогов по
оказанию профессиональной помощи детям с особенностями развития
«СоДействие», Тула
Развитие ранней помощи детям
Ранняя помощь детям с нарушениями развития и их семьям
Почему именно РАННЯЯ ПОМОЩЬ?
В последние годы все больше внимания государства и общества уделяется эффективности помощи детям с нарушениями развития, доступности и качеству услуг по абилитации и реабилитации, обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Между тем, мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что эффективность помощи ребенку с особенностями развития и качество жизни его семьи тем выше, чем раньше - в раннем и младенческом возрасте - выявляются нарушения и начинается необходимая комплексная помощь ребенку и его семье.
Психика, организм маленького ребенка необычайно пластичны и восприимчивы к адекватному развивающему воздействию. И хотя ребенок с нарушениями развития, особенно, с тяжелыми и множественными, не может развиваться так же, как дети, не имеющие нарушений, его потребность в развитии, действии, общении не меньше, чем в заботе и уходе. К тому же доказано, что отставания, задержки в развитии детей, имеющих те или иные особенности физического и психического здоровья, обусловлены не только и не столько самими первичными нарушениями, сколько вторичными нарушениями, связанными с ограничениями в активности и общении.
В связи с этим назрела необходимость постановки на государственную основу так называемой ранней помощи детям с нарушениями развития.
В августе 2016 года Правительством РФ принята Концепция развития ранней помощи в Российской федерации на период до 2020 года. Согласно Концепции в каждом субъекте РФ к 2020 году должна быть создана система комплексной ранней помощи, отвечающая принципам межведомственного и общественно-государственного взаимодействия, методологической и организационной целостности, высокого качества и полноты услуг, их доступности и прозрачности, партнерского участия семьи в программе ранней помощи, ориентации на оказание услуг в естественных для ребенка ситуациях, обеспечения преемственности в сопровождении ребенка и семьи.
Кому адресована ранняя помощь?
Ранняя помощь адресована детям младенческого и раннего возраста - от рождения до 3 лет – с различными нарушениями развития – двигательными, сенсорными (слуха, зрения), речевыми, поведенческими, коммуникативными (аутистическими), генетическими - и их семьям.
В чем особенности современной ранней помощи?
Современная ранняя помощь базируется на организационных и содержательных подходах с доказанной эффективностью.
Прежде всего, это личностно-ориентированный подход, выражающийся в опоре на активность самого маленького ребенка, в ориентации на его потребности и интересы, возникающие и реализуемые в естественных условиях жизни, в семье – в отличие от коррекционного подхода, нацеленного на минимизацию отставания от сверстников, от так называемой «нормы».
С этим тесно связан функциональный подход, предполагающий нацеленность на развитие жизненно важных функциональных навыков ребенка в различных областях – кормление и сон, самообслуживание и освоение пространства окружающего мира, общение и игра и другие. Освоение и применение на практике функционального подхода - центральная задача ранней помощи.
Принципиально важен новый для отечественной практики семейно-центрированный подход к организации ранней помощи. Он предполагает вовлечение семьи в программу ранней помощи на всех этапах ее реализации, участие родителей ребенка в принятии решений на партнерских принципах, совместное построение эффективного взаимодействия с ребенком, оптимальных условий его жизни в семье, обустройство среды обитания, способствующей развитию и социализации.
Помимо подходов работы с ребенком и его семьей в современной ранней помощи выделяются принципиально важные подходы организации работы специалистов – командный и аналитический.
Междисциплинарный подход и командное взаимодействие специалистов обеспечивают оказание комплексной помощи ребенку и его семье. Он предполагает слаженную работу команды специалистов определенного состава, совместное обсуждение и коллегиальное принятие решений при личной ответственности специалистов за работу в определенном направлении.
Аналитический подход в работе специалистов предусматривает анализ эффективности совместной работы команды специалистов и семьи по функциональным показателям реализации индивидуальной программы помощи и ее корректировку. Он обеспечивает достижение максимального эффекта в развитии жизненно важных функциональных навыков ребенка в оптимальные сроки.
Как работает служба ранней помощи?
В Туле и области создано 15 служб ранней помощи в областных и муниципальных учреждениях социальной защиты, здравоохранения, образования и одно – на базе негосударственной организации – Некоммерческого партнерства детских психологов и коррекционных педагогов по оказанию профессиональной помощи детям с особенностями развития «Содействие».
Служба ранней помощи Некоммерческого партнерства «Содействие» начала свою работу в октябре 2016 года. За первый год работы службы в программы ранней помощи было включено 20 семей с детьми с различными нарушениями развития в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет. Большинство из этих семей обратились за помощью в службу ранней помощи НП «Содействие» по направлению специалистов Государственного учреждения здравоохранения Тульской области «Центра детской психоневрологии», где с 2013 года функционирует центр раннего вмешательства, обеспечивающий выявление нарушений развития у детей в первые месяцы жизни.
В службе ранней помощи НП «Содействие» работает квалифицированная команда – психолог-физический терапевт, психолог-игротерапевт, логопед-специалист по коммуникации, дефектолог-педагог познавательного развития – все с опытом работы в службе ранней помощи отделения лечебной педагогики МУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения» г.Тулы, а также врач-педиатр.
Основные этапы работы службы:
• первичный прием семьи с выяснением запроса;
• диагностика актуального уровня развития ребенка на основе международной классификации функционирования (МКФ);
• проведение консилиума специалистов; составление индивидуальной программы помощи ребенку и семье;
• реализация индивидуальной программы помощи – проведение индивидуальных и минигрупповых занятий с ребенком с участием родителей;
• проведение консилиумов специалистов с анализом динамики развития ребенка; корректировка программы помощи;
• консультирование родителей по вопросам закономерностей развития ребенка, эффективного взаимодействия в повседневной жизни, организации домашней среды;
• домашнее визитирование с целью адаптации повседневной среды под нужды и потребности ребенка.
За время работы службы ранней помощи специалистами была отмечена стойкая динамика в развитии детей, преодолении нарушений их функционирования в повседневной жизни. Активная вовлеченность родителей в совместную работу позволила им развить чуткость к нуждам и потребностям детей, повысить свою компетентность в вопросах воспитания и развития.
← в обзор практической деятельности
|